Самым древним портретом можно считать изображение лица, которое было обнаружено во Франции, на одной из стен пещеры Вильонер. Возраст этой написанной мелом картины - двадцать семь тысяч лет. За длительную историю своего развития портретная живопись превратилась из способа запечатления лица человека в возможность выразить мысли и характер художника, его героя и видение мастером окружающей действительности.
Внутренний мир на полотне
Портретом может считаться любое изображение человека, передающее черты его внешности, одежды, деталей интерьера. Однако такая картина имеет скорее историческую ценность, нежели художественную. Глубокий портрет, выполненный настоящим мастером, отражает внутренний мир героя, его чувства, черты характера, темперамент с точки зрения художника. Так, например, на портрете Н.А. Некрасова кисти Ивана Крамского видны следы кропотливой работы живописца - он несколько раз перекраивал картину в буквальном смысле, сшивал ее по кусочкам. В итоге вместо усталого и немощного, сраженного болезнью человека зритель видит духовные силы поэта, которые не удалось сломить тяжелой болезни.
Для достижения внутреннего сходства мастер, пишущий портрет, может позволить себе отказаться от сходства внешнего. Напротив, портретист в некоторых случаях изменяет внешность, добавив или скрыв некоторые детали. Яркий пример - портреты знаменитого адмирала Горацио Нельсона, который, как правило, изображается с повязкой на глазу. Известно, что при жизни национальный герой Англии повязки не носил, но этой деталью художники стремились подчеркнуть героизм адмирала.
Развитие портретной живописи
Как самостоятельный жанр портрет впервые появился в античном искусстве - например, среди фресок Кносского дворца обнаружено несколько женских изображений, которые исследователи относят к XVI веку до нашей эры. Однако расцвет жанра пришелся лишь на эпоху Возрождения, когда портреты стали не просто точным изображением черт лица и деталей одежды, а способом передачи мыслей художника.
Величайшим произведением искусства того времени стал шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза», тайны которого исследователи разгадывают до сих пор. Так, например, высказываются предположения, что мастер писал свой автопортрет, но в женском облике; что это вовсе не портрет, а модель жизни человека как части природы; что в полотне зашифрована тайная пентаграмма; что «Мона Лиза» есть объединение мужского и женского образов - Иисуса Христа и Богоматери, и многие другие.
Много величайших имен открыла миру эпоха Ренессанса - это и Рафаэль, и Тициан, и Альбрехт Дюрер, и мастер парадного портрета Рубенс, и фламандский живописец Ван Дейк, и знаток человеческих душ Рембрандт, и Веласкес, и другие великие художники, чьи работы по сей день остаются образцами для подражания.
Дальнейшее развитие портретная живопись получила в XVII веке, когда наиболее талантливые художники стали изображать людей, не скрывая их моральных или физических недостатков - как, например, испанский живописец Ф. Гойя. В то же время к жанру портрета обращаются и представители новых художественных течений - импрессионисты (Э. Дега, О. Ренуар) и постимпрессионисты (П. Сезанн, В. Ван Гог).
XX век подарил новое направление в живописи - кубизм, основоположником которого стал Пабло Пикассо, предпочитающий изображать образы в трех плоскостях, совмещенных воедино. Таков, например, один из самых знаменитых портретов кисти мастера - «Дора Маар с кошкой», проданный в 2006 году на аукционе «Сотбис» за девяносто пять миллионов долларов.
В русской живописи портретный жанр сформировался несколько позднее, чем в Европе. Первые его образцы - «парсуны», выполненные в традициях иконописи. Сложные, многогранные образы появились лишь в XVIII веке - на полотнах И.Н. Никитина, Ф.С. Рокотова. Вторая половина XIX века - время реализма в портретной живописи, связанного, в первую очередь, с творчеством художников-передвижников, среди которых Н.Н. Ге, И. Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин и многие другие.
В настоящее время в жанре портрета работают Илья Глазунов, Никас Сафронов и другие мастера. Вместе с тем, появляются новые виды портретов - например, цифровая живопись (картина, выполненная акриловыми гелями, обрабатывается с помощью современных технологий), объемные изображения внутри специально созданных стеклянных кристаллов и другие. Смогут ли новые технологии отразить всю глубину духовного мира человека или же останутся лишь сувенирами - покажет время.
Дарья Цветкова