Знаменитые ювелирные пасхальные сувениры - яйца, выпускаемые фирмой Карла Фаберже в России на рубеже XIX и XX веков - отличаются не только очень высокой ценой, но и уникальностью, ведь каждое из них неповторимо. Однако более семидесяти известных в настоящее время яиц объединяет то, что их драгоценную поверхность украшает роскошная эмаль - тончайшее покрытие, поражающее яркостью цвета и богатством оттенков. Искусство эмали довольно древнее, но оно не утратило актуальности за многовековую историю своего существования.
Эмалевые техники
Эмаль - это стекловидное, очень тонкое, но твердое покрытие основы (как правило, металлической), которое наносится с помощью высокотемпературной обработки. Однако за этим термином и довольно скупым определением таится несколько разновидностей эмали, каждая из которых самобытна и уникальна.
В XVII веке прототипами российских орденов, наградными знаками для государственных людей служили миниатюрные портреты Петра I, выполненные в технике финифти - эмалевой живописи. Пластина меди или серебра покрывалась белой эмалью, на которой прописывался контур изображения. После этого она подвергалась обжигу, а затем расписывалась красками.
Одна из самых сложных разновидностей эмали - перегородчатая, для создания которой необходима металлическая пластина с выгравированным на ней (или прорезанным насквозь) изображением. По этому контуру напаиваются тонкие полоски из металла, а образовавшиеся между ними ячейки заполняются эмалевыми красками. В итоге получается удивительная картинка - объемная, сияющая, притягивающая своей глубиной. Некоторые перегородчатые эмали выполнялись в технике скани (филиграни) - ячейки, заполняемые эмалевыми красками, создавались при помощи напаянной на пластину перевитой золотой, медной или серебряной проволоки. Такие изделия не полируют, чтобы сохранить уникальный рисунок, который образует скань, напоминающая благородный жемчуг .
Древнейшей техникой является и выемчатая эмаль: вырезанные углубления заполняются эмалевыми красками, поэтому рисунок как бы уходит в толщу пластины, приобретая оттенки тайны и загадки. Разновидность выемчатой эмали - нанесение краски на выгравированный рисунок, в результате чего металлический фон слегка просвечивает под красками. Если же гравировка выполняется с помощью специального станка, а не вручную, то такой вид эмали называют гильошированной. Наконец, еще одна техника, применяемая мастерами, - эмаль по рельефу, когда краски повторяют созданное заранее рельефное изображение, подчеркивая его контуры и глубину.
Лиможская эмаль
В собрании Эрмитажа хранится сто пятьдесят предметов, выполненных в XV веке мастерами маленького французского городка Лимож, который славился своими эмалями. Когда-то он был одним из центров религиозной жизни Франции - через Лимож проходило сразу несколько паломнических маршрутов к святым мощам. Поэтому эмальерное производство, возникшее здесь в XII веке, изначально было призвано удовлетворить спрос на церковную утварь.
В лиможских эмалях медная пластинка, служившая основой изделий, полностью покрывалась позолотой, которая затем обогащалась яркой игрой разноцветных красок и тем самым по своему свету, сиянию и глубине превосходила даже самоцветы. В настоящее время в лиможском музее для демонстрации эмалей того периода смонтировано специальное освещение, благодаря чему они сверкают, как настоящие сокровища. Основная часть изделий, изготовленных лиможскими мастерами, имела церковное предназначение - это реликварии для мощей святых, подсвечники, посохи епископов, переплеты для книг, кресты.
К XVI веку сформировалась новая школа лиможской эмали, которая отличалась светским характером изделий - это столовые сосуды, шкатулки, портреты, выполненные в технике монохромной живописи (гризайли), слегка оттененной легким цветным или золотистым фоном. С начала XVII века в Лиможе на смену меди как основы для создания эмалей пришло золото, промысел перешел в руки ювелиров, а затем и вовсе прекратил свое существование, не выдержав конкуренции с фарфором и фаянсом.
Русская финифть
В России, наряду с изделиями Фаберже, наибольшее развитие получили эмалевые художественные миниатюры - финифть, которая всегда считалась элитарным видом искусства, поскольку требовала от художника высочайшего мастерства. Основа финифти - медная пластинка, на которую наносится эмаль. Затем она обжигается, а поверхность несколько раз расписывается надглазурными красками, после чего снова подвергается многократному обжигу. Такая сложная многоуровневая обработка обеспечивает сохранение на долгие годы яркости и свежести красок. Довольно часто финифть обрамляется сканью, которая придает изделиям сходство с уникальным кружевом.
В XVIII веке центром русской финифти стал Ростов Великий (в настоящее время - Ярославская область). Здесь, при Яковлевском монастыре, была организована мастерская, выполнявшая церковные заказы - изготавливались крестики, иконы, образы, предметы для оформления интерьеров. Позже художники начали выпускать и украшения - серьги, колье, броши, а также декоративные шкатулки и пудреницы.
В настоящее время искусство ростовской финифти возрождается, причем местное производство - единственное в России, поддерживающее традиции русской эмали с ее богатством красок, изысканностью, но в то же время простотой рисунков, теплотой и одухотворенностью.
Дарья Цветкова