Поселок городского типа Палех, центр Палехского района Ивановской области, мог бы быть обычным поселком, которых в России огромное количество. Однако особый характер Палеху придает народный промысел, известный не только по всей стране, но и далеко за ее пределами - палехская роспись (палехская миниатюра).
Когда промысел рождается поневоле
Палехской росписью называют, прежде всего, миниатюрную лаковую роспись на папье-маше, наносимую темперной краской (то есть краской, изготавливаемой из красителей естественного происхождения). И глядя на расписанные в этой манере шкатулки, броши, панно, пепельницы и другие декоративнее предметы повседневного быта, невозможно удержаться от соблазна считать этот промысел весьма древним, имеющим свои истоки в седой глубине веков. Отчасти это действительно так, но лишь отчасти. Если подходить к истории палехской росписи формально, то окажется, что этому промыслу нет еще и ста лет - ведь впервые изделия с палехской миниатюрой были представлены общественности лишь в 1923 году. Однако если копнуть поглубже, то окажется, что палехская миниатюра является прямым продолжением традиций оригинальной палехской школы иконописи, и вот тут-то речь нужно вести о нескольких столетиях.
Как известно, при всей строгости иконографии в русской православной традиции, в Средние века и в Новое время формировались различные школы иконописи. Следуя канонам в главном, каждая школа привносила какие-то свои особенности, выражающиеся или в цветовой гамме, или в отдельных деталях изображения людей, деталей одежды или пейзажей на иконах, и тому подобное. О том, что в селении Палех пишут иконы, источники сообщают еще в начале XVII века. Однако особый палехский стиль иконописи, отличающийся филигранной тонкостью письма и обильным использованием золотой краски для изображения одеяний святых, окончательно оформился ко второй половине XVIII столетия. К началу же прошлого века палехская иконописная школа славилась на всю Россию, здесь существовала обширная мастерская с четким разделением труда по иконописным профессиям. Однако революционные события 1917 года и последовавшие масштабные гонения на церковь и на все сферы религиозной жизни сделали палехскую иконопись невостребованной и опасной для жизни. Иконописцам Палеха пришлось искать новую сферу для применения своих талантов.
Когда история и культура оживают
И выход был найден, насколько простой, настолько же и гениальный. Обладающие соответствующими способностями и опытом иконописцы, имеющие к тому же и производственную базу, переквалифицировались в живописцев. Раз нельзя было изображать картины на религиозную тематику, пришлось писать картины на тематику светскую. Так в начале двадцатых годов и возникла палехская миниатюра. Оказалось, что рисунки в прежней, почти иконописной манере, на темы русских народных сказок, исторических событий, а также портретные изображения, нанесенные на папье-маше, весьма востребованы самыми различными по социальному статусу и материальным возможностям слоями населения. После демонстрации новых художественных изделий на ряде выставок 1923 года в конце следующего, двадцать четвертого, несколько палехских художников объединились в «Артель древней живописи», которая с успехом представила свои произведения уже на Всемирной выставке в Париже 1925 года. В 1932 году палехская роспись была поддержана государством, а «Артель древней живописи» преобразована в Палехское товарищество художников.
При письме в палехской манере сначала осуществляется так называемая роскрышь, представляющая собой процесс разметки основных форм и силуэтов, которые затем дополняются уточняющими мазками и обозначением главных цветовых тонов. На последующем этапе («плави») основные мазки соединяются более тонкими мазками, выполняемыми жидкими лессировочными красками. Финальной живописной стадией является «насечка», выполняемая золотой краской. После этого изделия уже лакируют и полируют. Если же говорить о художественных особенностях палехской росписи, то специалисты выделяют следующие черты:
- миниатюрное многоклеймное письмо;
- многообразие элементов композиции;
- удлиненность фигур;
- деревья изображаются с натуральной листвой;
- фоны разных цветовых тонов;
- общий мягкий тон письма;
- широкие и светлые пробелы краской.
Александр Бабицкий