Изделие из картона с нанесенными на него красками и лаком, имеющее гарантию столетней сохранности - казалось бы, такое невозможно. Однако именно столько, в среднем, может храниться лаковая миниатюра - самобытная живопись на формах из папье-маше. Секрет такой долговечности - в особых технологиях, применяемых при изготовлении народных шедевров.
Хранители традиций
Впервые искусство лаковой миниатюры появилось в Китае и Японии, затем проникло в Персию, а уже оттуда - в Европу, где особенно ценились французские, немецкие и шотландские лаки. В России изготовление лаковых изделий достигло расцвета в XVIII веке. Так, при декорировании дворца Монплезир в Петергофе русские мастера выполнили девяносто четыре лаковых панно.
Техники изготовления изделий, покрытых лаковыми миниатюрами, развивались и совершенствовались на фабрике купца Лакутина, расположенной в селе Федоскино (Московская область). В настоящее время здесь сохраняются старые традиции многослойной росписи масляными красками. Уникальность федоскинских технологий подтверждается столетней гарантией на все местные изделия, которые не подвержены ни коррозиям, ни воздействию грибка или воды.
Другой центр лаковой миниатюры в России - село Палех в Ивановской области. Первоначально местные мастера занимались иконописью, но прославился Палех благодаря, в первую очередь, бытовым изделиям - шкатулкам, брошам, ларцам, украшенным яркими, сказочными, отчасти лубочными живописными сюжетами, золотыми красками и богатыми орнаментами.
Еще одно село Ивановской области известно своими лаковыми миниатюрами - Холуй. Характерный почерк холуйских мастеров - сдержанное, неяркое письмо, простота и теплота, но в то же время изысканность стиля и цветовой палитры. В отличие от Палеха, изделия которого расцветают сказочными сюжетами, для Холуя характерна большая реалистичность - изображения спокойных среднерусских пейзажей, исторических событий, портретная живопись.
Не менее известна и мстерская лаковая миниатюра (Мстера - поселок во Владимирской области). В ней, как нигде, сохранились каноны древнерусского искусства - символичность изобразительного языка, его условность, иносказательность, метафоричность, но в то же время цветовая наполненность, жизнерадостность, внимание к деталям.
Технология лаковой миниатюры
При заметных различиях, технологические основы производства лаковой миниатюры единые. Начальный этап - это изготовление формы из папье-маше, которое может длиться до полугода. Однако именно в этой технологии и заключается секрет долговечности лаковых миниатюр. Разнообразные многослойные трубки из картона пропитываются льняным маслом, после чего сушатся, пока не затвердеют. Следующий шаг - изготовление заготовки (полуфабриката) и нанесение грунта из сажи, льняного масла и глины. Иногда применяется алюминиевый порошок, который слегка просвечивает сквозь краски, обеспечивая впечатляющий эффект трехмерности изображения.
Шлифовка, лакирование (черным, цветным или красным лаком) - после этих процедур изделие попадает в руки художника. Первоначально для приготовления красок использовался уксус, вода и яичный желток, причем каждый художник делал их для себя сам, ориентируясь на собственный стиль и манеру письма. Нанесение в несколько приемов рисунка, орнамента (краски для которого до сих пор готовятся с сусальным золотом), полировка волчьим зубом, десять (как минимум) слоев лака, снова полировка - и уникальное изделие, выполненное руками мастера, готово для продажи.
Своими руками
Создать настоящую лаковую миниатюру, конечно, могут только настоящие мастера. Однако ее имитацию можно сделать и в домашних условиях - процесс этот очень творческий и увлекательный. Роспись в данном случае можно заменить односторонней открыткой или цветной репродукцией. Наклеивается она на металл, керамику, дерево, папье-маше или пластмассу при помощи клея ПВА.
Первоначально основу нужно затонировать с помощью цапон-лака различных цветов, а деревянную - еще и пропитать олифой, которая поможет добиться большей равномерности. Затем плотно, чтобы не образовалась воздушная прослойка, наклеивается иллюстрация. Если основа имеют выпуклую форму, картинка смачивается водой, прижимается к поверхности и высушивается.
Следующий этап - заливка мебельным лаком. Для этого изделие нужно выложить на ровную поверхность. Лак наносится мягкой кистью, легкими мазками, в несколько слоев - каждый последующий следует накладывать только после того, как просохнет предыдущий. Лакирование лучше начинать от центра, разгоняя лак по краям. Для того чтобы добиться стилизации «под старину» можно использовать лак с коричневым оттенком.
Дарья Цветкова