Не секрет, что для подавляющего большинства русскоязычных людей понятие «маринист» было практически полностью идентично фамилии «Айвазовский» и названию полотна «Девятый вал». Однако подобный взгляд на изображение в живописи морской стихии лишает людей понимание того многообразия и насыщенности изобразительного искусства, которое представлено в маринистике.
Это многоликое море
Использование термина «маринистика» с искусствоведческой точки зрения просто-напросто безграмотно, потому что не существует в научной лексике такого слова. А есть понятие «марина», под которым подразумевают определенный жанр живописи, при котором главное внимание уделено изображению морской стихии, будь то отдельный вид моря, морская батальная сцена или некая сцена, разыгрывающаяся на морском побережье. Однако слово «маринистика» в широких кругах употребляется чаще, по прямой аналогии с «маринистами», то есть художниками, пишущими картины в жанре «марина».
Собственно, маринисты стали практически первыми после портретистов выделенными по тематике произведений в отдельный вид художниками. С определенной долей условности можно сказать, что маринисты стали первыми пейзажистами в западной живописи. Родоначальником «марины» как отделившегося и определившегося с собственными канонами жанра живописи принято считать нидерландского живописца Корнелиуса Антониса, чьи картины на морскую тематику в первой четверти XVI века стали отправной точкой для обретших особую популярность в XVII столетии маринистов. К тому времени картины в жанре «марина» стали популярны по всей Европе, морские картины стали все чаще появляться и в Италии (в частности, в Венеции), и во Франции, и в Германии. Однако настоящими классиками-маринистами были, конечно, нидерландские живописцы. Особенно известны имена представителей одного семейства маринистов, Виллем Ван де Вельде Старшего (1611 - 1689) и его сына, Виллем Ван де Вельде Младшего (1633 - 1707). Старший из семейства в юности служил на флоте и именно там стал настоящим мастером в изображении переменчивой морской стихии, а Младший как маринист достиг практически совершенства - его картины еще при жизни стали эталоном «марины», а сам он долгое время пребывал на почетной и прибыльной должности придворного короля английских монархов.
От Японии до Англии - море
Но не голландцами едиными богаты и примечательны художники-маринисты: на Западе этот жанр живописи со временем приобрел новое значение, а на Востоке он развивался самостоятельно. Например, одной из величайших картин в истории японского искусства по праву считается полотно «Большая волна в Канагава», созданная в промежутке между 1823 и 1831 годами великим художником и гравером Кацусикой Хокусаем (1760 - 1849). Правда, для современников и во многом для потомков «Большая волна в Канагава» примечательна не видом моря, а присутствием вида Священной горы Фудзияма, ведт картина была составной частью большого цикла Хокусая «36 видов горы Фудзи». Однако мировая живопись знает не так уж много примеров, когда бы произведение искусства с такой эмоциональной мощью и визуальной эстетикой передавало бы красоту морской стихии.
Самый знаменитый из известных русскоязычной части населения Земли маринист это, безусловно, Иван Константинович Айвазовский (1817 - 1900). Его картины приобрели хрестоматийное значение как благодаря присутствию в их числе безусловных шедевров, вроде того же «Девятого вала» (1850), так и благодаря завидной плодовитости художника. За свою жизнь он создал около 6 тысяч произведений, подавляющее большинство которых было так или иначе посвящено морю. Но если Айвазовский представляет собой вершину классической «марины», то великий английский художник Уильям Тернер (1775 - 1851) с помощью в том числе и своих картин на морскую тематику стал поистине новатором мировой живописи, в чьем творчестве в дальнейшем черпали вдохновение импрессионисты.
Собственно, многие импрессионисты, как, например, Клод Моне и Эдуард Мане, во многом и выработали свой стиль в экспериментах с морскими пейзажами, опираясь на работы Тернера. Уильям Тернер стал одним из первых, кто использовал морские пейзажи не для филигранного отражения видов стихии, а для отображения неких глубинных переживаний, которые невозможно сформулировать. Пожалуй, он стал первым художником, успешно попытавшимся нарисовать абстрактное настроение, тревогу, напряжение «в чистом виде». Это достигалось посредством «чересчур размытых, бессмысленных, неряшливых», по выражениям современников, картин (таких, как «Восход с морскими чудовищами», «Последний рейс корабля «Отважный»» и других). При жизни Тернер не был признан, профессиональным сообществом он был практически отвергнут, власти лишили его почестей и обходили наградами и милостями, но в историю он вошел как один из наиболее оригинальных художников человечества.
Александр Бабицкий