Ломбард - это коммерческая организация, которая в основном занимается предоставлением краткосрочных займов физическим лицам под залог движимого имущества и хранением вещей. Ломбарды различаются по специализации: они могут принимать ювелирные изделия, бытовые вещи, бытовую технику, автомобили и т.д. История ломбардов уходит корнями в XV век, когда выходцы из Ломбардии, обосновавшиеся во Франции, начали выдавать кредиты под залог движимого имущества. С тех пор ломбарды распространились по всему миру.
В России сейчас благополучно действует около 4000 ломбардных компаний, только в Москве их насчитывается свыше 500, и количество игроков на этом рынке продолжает неуклонно возрастать. При этом доля государственных ломбардов оценивается лишь в 10-15%. По данным консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса», каждый месяц появляется 5-7 инвесторов, желающих приобрести действующий ломбард.
Ежегодно количество ломбардов в России возрастает на 20-25%. Появляются и сетевые ломбарды. Конечно, не все удерживаются на плаву, около четверти закрываются в первый же год, но остальные остаются и достаточно успешно раскручиваются. Ломбардный бизнес считается одним из самых перспективных, способных выжить даже в кризисные времена и постоянно приносить прибыль.
Несмотря на то, что разнообразного движимого имущества, которое теоретически может послужить залогом для получения кредита в ломбарде, много, на самом деле лишь ограниченный его «ассортимент» на самом деле даст право на кредит. Все дело в том, что ломбарды не являются благотворительными организациями, они должны получать прибыль.
Прибыль ломбарда в основном складывается из процентов за пользование кредитом (практически как и в любой кредитной организации). Но если залог не выкуплен, ломбард должен его реализовать - чтобы вернуть свой оборотный капитал и желательно с прибылью (хотя бы на покрытие накладных расходов). А вот быстро и безубыточно можно реализовать далеко не всякое движимое имущество.
К примеру, бытовая техника. В не столь давние времена развитого социализма она могла являться неплохим источником дохода при реализации. Эпоха повального дефицита привела к тому, что люди охотно приобретали бытовую технику даже бывшую в употреблении - просто потому, что новую по большей части нужно было «доставать». Теперь дефицит закончился. Магазины буквально лопаются от различных моделей бытовой техники по ценам от смешных до космических. Новые модели появляются если не ежечасно, то уж ежемесячно. Бытовая техника, приобретенная в прошлом году, в нынешнем уже морально устарела. Цена на нее снижается с каждым днем (в том числе и с каждым днем пребывания в ломбарде). И не так уж много желающих приобрести бытовую технику, бывшую в употреблении, либо цена на нее должна быть ниже низкой, чтобы привлечь покупателя. Поэтому под залог такого движимого имущества ломбарды дают не более 25-60% от его оценочной стоимости.
Есть еще один минус бытовой техники для ломбардов: место, которое она занимает. Складские помещения для хранения таких залогов должны быть достаточно обширны, а это стоит денег. То есть, накладные расходы высоки, а прибыль - исчезающее мала. Так что с бытовой техникой ломбарды связываются неохотно и по большей части лишь для того, чтобы расширить клиентскую базу.
Меха и кожа имеют те же недостатки, что и бытовая техника. Кроме того, для хранения мехов необходим специальный холодильник . Бытует шуточка, что этим видом недвижимого имущества занимаются только те ломбарды, руководители которых задались целью как можно дешевле одеть своих сотрудников и знакомых в дорогую одежду.
Автомобили требуют специальной охраняемой стоянки. Это - минус. Плюсом является то, что данный вид движимого имущества не теряет привлекательности для покупателя даже в случае, если был в употреблении. Автомобиль б/у - это вам не шубка с чужого плеча.
Еще одним минусом автомобилей является падение цен, жесткая привязка удешевления к модели, комплектации и т.д. Фактически, чтобы получать прибыль с автоломбарда нужно быть весьма неплохим специалистом в автообласти.
Во время кризиса автомобиль является скорее минусовым, чем плюсовым (или хотя бы нейтральным) залогом. К примеру, такой факт, что в 2001 году в один из московских автомобильных ломбардов обращались за кредитом 2-3 автовладельца ежемесячно, а теперь - 50-70, говорит о том, что спрос на автомобили будет неуклонно снижаться вместе с кризисным снижением доходов населения.
Получается что, за что ни возьмись - ничего не может принести прибыль ломбарду? А вот и нет! Есть одна категория движимого имущества, которая приносит гарантированную прибыль. Причем - и в кризисные времена тоже.
Основной источник доходов подавляющего большинства ломбардов - ювелирные изделия. С тех пор, как золото стало денежным эквивалентом, оно автоматически перешло в беспроигрышный вариант для долгосрочных инвестиций. Еще первые ломбардцы, выдавая краткосрочные кредиты, предпочитали брать залог золотом, эта же тенденция сохранилась и в наши дни.
Ломбарды - как и любые организации, связанные с кредитами - желают, чтобы залог был, во-первых, ликвидный, а, во-вторых, повышающийся (или по крайней мере не падающий) в цене. Золото соответствует обоим критериям. Директор московского ломбарда «Ризона», Валентина Якимова, сказала, что «десять лет назад ломбарды давали за один грамм золота 39 рублей. Сегодня грамм стоит уже 220-250 рублей. Все эти годы золото неуклонно росло в цене». Ничего удивительного, что в ломбардах операции с ювелирными изделиями составляют до 70% от общего числа всех сделок, а в некоторых ломбардах эта доля доходит до 95%.
Золото не требует больших складских площадей, специальных стоянок, холодильников и прочих «примочек». Для ювелирных изделий требуется всего лишь хороший сейф, а в него может поместиться ну очень много золота. А места занимает - минимум, что снижает накладные расходы.
Для увеличения прибыльности ломбарда, специализирующегося на ювелирных изделиях, можно открыть собственный ювелирный магазин - это с одной стороны привлекает клиентов, а с другой - дает возможность реализации невыкупленных залогов через «родное» подразделение (опять же - дополнительный плюс).
В общем, золото это... золото. Оно - вечно (по крайней мере, пока человечество не изобрело нового денежного эквивалента). И поэтому является основным источником доходов подавляющего большинства ломбардов.
Так что если вы ищете беспроигрышный бизнес в смутные кризисные времена - присмотритесь к ломбардам. Возможно, именно там и зарыто ваше счастье.
София ВАРГАН