Изысканные украшения
Разнообразные статуэтки были популярны во все времена, начиная от пещер и мамонтов. Сначала их делали из кости, дерева, камня и глины, затем к материалам для изготовления миниатюрных статуй и скульптурных групп добавился металл. Даже в доисторические времена изготавливались не только статуэтки богов и духов - религиозные символы и культовые предметы, но и просто очаровательные украшения, призванные расцветить суровый быт.
Первые фарфоровые статуэтки были созданы в Китае - на родине фарфора. Как только эти крошечные изящные изделия попали в Европу, они немедленно завоевали популярность. Фарфор называли «белым золотом», он ценился на уровне драгоценных металлов, а статуэтки из этого материала стали символом богатства и престижа, имиджевым аксессуаром дизайна помещения, показателем статуса.
Фарфоровые статуэтки были предметом роскоши, позволить себе подобное украшение интерьера мог далеко не каждый. «Врожденная» утонченность фарфоровых статуэток сделала их всеобщими любимцами, она неодолимо притягивает любителей прекрасного.
Красота, изящество, элегантность фарфоровых статуэток делает их просто созданными для коллекционирования. Разнообразие тематики фарфоровых композиций, разноцветная живопись, динамика фигурок, да еще и небольшой размер - не удивительно, что фарфоровые статуэтки являлись одним из самых популярных и престижных предметов коллекционирования. Конечно, коллекционировать скульптуры и статуи еще более престижно, но это требует как минимум дворца с прилегающим к нему парком, а коллекция статуэток - всего лишь застекленного шкафа. А красота фарфоровых фигурок более живая, жизненная, чем торжественная парадность мрамора.
В 1709 году Европа открыла секрет создания фарфора, и начался настоящий бум фарфоровых статуэток. Сначала, конечно, европейские статуэтки тяготели к китайским и японским образцам, но к середине XVIII столетия сформировался оригинальный классический стиль европейских фарфоровых статуэток. Образцами для создания композиций из фарфора служили произведения великих художников - Жана-Антуана Ватто, Жана-Батиста-Симеона Шардина, Франсуа Буше и других. Танцоры и балерины, театральные сценки, дамы и кавалеры, музыканты и циркачи - все это воплощалось в ярко раскрашенном фарфоре.
Особенно способствовала развитию моды на фарфоровые статуэтки Мейсенская фарфоровая мануфактура. Иоганн Иоахим Кендлер, знаменитый модельер мануфактуры, создал стиль в духе рококо, и очаровательные фигурки становились украшениями дамских будуаров, ставились на столы, чтобы придать интерьеру «фарфоровое» изящество, раскупались коллекционерами. Мейсенская мануфактура выпускала и столовые сервизы с фарфоровыми статуэтками, причем эти статуэтки в некоторых случаях имели практическое назначение - солонки, перечницы, флаконы для уксуса и так далее, но по большей части были предназначены только для украшения стола.
Благодаря Кендлеру восточная тематика окончательно исчезла из европейских фарфоровых статуэток. Он разработал множество скульптурных серий, где фигурировали крестьяне, пастухи, охотники, танцовщицы, были серии с любовными и придворными сценами - все сугубо европейское, без малейшего налета восточной созерцательности. Ряд серий, разработанных Кендлером, пережили своего создателя на столетия, и до сих пор выпускаются не только большинством немецких фарфоровых фабрик, но и изготовителями фарфора других стран: персонажи итальянской комедии масок (почти каждая уважающая себя фарфоровая мануфактура хотя бы раз выпустила Коломбин и Арлекинов, Пьеро и Пьеретту), серии «Времена года», «Части света», «Четыре стихии». А коллекция фарфоровых статуэток «Обезьяний оркестр», созданная Кендлером в 1766 году, по сей день популярна среди коллекционеров фарфора (эта коллекция выпускалась Мейсенской мануфактурой трижды, последний раз - в 50-х годах XX столетия).
Почти наравне с фигурками Мейсенской фарфоровой мануфактуры котировались статуэтки в стиле рококо итальянской фабрики Каподимонте, которая работала с мягким фарфором и бисквитной скульптурой. На этой фабрике создавались фигурки актеров, пастухов и горожан, а также образы святых и даже портретные бюсты (особенно известен бюст Марата).
Франция прославилась изделиями Севрской фарфоровой мануфактуры, которая выпускала статуэтки, выполненные по образцам античных памятников, а также композиции эротического характера. Кроме этого для Севрской мануфактуры разрабатывали модели такие известные скульпторы, как Фальконе, Буазо, Клодион, а роспись выполнялась в манере Буше (при моделировании часто использовались сюжеты картин Буше).
По фарфоровым статуэткам можно изучать историю, в том числе и историю моды - начиная от модной одежды и заканчивая модой на фигуры, макияж, стиль поведения и так далее.
За три сотни лет многократно изменялись эстетические пристрастия, вкусы, стилевые направления, приходила и уходила мода на фарфор, и лишь фарфоровые статуэтки неизменно оставались теми предметами декоративного искусства, которые превращают практически любой интерьер в образец изящного стиля, изысканности и элегантной красоты.
София Варган