Японская живопись является одним из наиболее оригинальных явлений в мировой культуре, чем и обусловлен интерес к ней со стороны искусствоведов и ценителей прекрасного со всего мира. В самом деле, развитие живописи на изолированных от иностранного культурного влияния (исключая лишь воздействие ближайшего соседа, Китая) японских островах шло своим, особенным путём. Живопись Японии стала отражением особого взгляда жителей этой страны на окружающий мир, отражением особой философии японцев. При этом оригинальность содержания произведений живописи в Японии сочеталась с многообразием форм произведений изобразительного искусства. Помимо более или менее привычных для восприятии западного человека картин-ширм и настенных росписей к предметам изобразительного искусства здесь относятся шёлковые и бумажные свитки, украшенные изображениями, особые альбомные листы и веера.
В отличие от средневековой Европы, где вплоть до эпохи Возрождения безраздельно доминировало церковное искусство, в истории японской живописи насчитывается несколько периодов развития, каждый из которых характеризуется особыми чертами и признаками. Первым этапом, выделяемом на основе дошедших до нас изобразительных памятников, считается период Нара (середина VII - конец VIII веков) - прежде всего это росписи храма Хорюдзи, в котором легко угадывается влияния китайской и отчасти индийской изобразительных традиций. Следующий период именуется Хэйан (начало XVII - конец XII веков). Этот длительный этап отмечен не только дальнейшим развитием храмовой живописи, но и первыми, дошедшими до нас образцами светского изобразительного искусства, представляющими собой иллюстрации к создаваемым для развлечения знати повестям и утончённым романам.
Период Камакура (конец XII - первая половина XIV веков) отмечен изменением стиля и настроения японской живописи. Если раньше общая атмосфера картин и росписей была утончённой, лёгкой, оптимистичной, жизнерадостной, то теперь был сделан большой шаг в сторону, с одной стороны, реализма изображения, с другой, придания ему аскетического, практического, почти военного характера. Основным сюжетами живописи стали изображения батальных сцен из мифологических легенд и исторических хроник, религиозных сцен из синтоистских сказаний и буддийской традиции. Также большое распространение получили портреты военных, государственных и религиозных деятелей.
Период Муромати (первая половина XIV - вторая половина XVI веков) на первое место в японской живописи вышла тенденция, благодаря которой она в наибольшей степени знакома основной массе зарубежных ценителей красоты. Под воздействием философии дзэн-буддизма огромное распространение получила пейзажная живопись, причём особо изысканные формы приняла монохромная техника. В этом сказалось и определённое влияние китайского пейзажа - так, самый знаменитый японский художник-пейзажист той эпохи, Тоё Ода (псевдоним Сэссю), первые пейзажи написал во время путешествия по Китаю, а развил это направление уже по возвращении на родину.
В течение дальнейших периодов развития самобытной японской живописи, Монояма (вторая половина XVI - начало XVII веков) и Эдо (начало XVII - середина XIX веков), эта тенденция продолжала активно развиваться и обогащаться. Монохромная живопись стала ещё более утончённой, всё большее внимание стало уделяться тщательной проработке деталей, художники стали экспериментировать и переносить приёмы живописи на свитках и ширмах в настенную роспись, и в обратном направлении. При этом сюжеты не ограничивались пейзажами и массовыми сценами - всё большую популярность стали приобретать психологические сцены, на которых один или несколько героев показаны в момент сильного эмоционального волнения, передаются человеческие чувства. Кроме традиционной живописи с середины XVIII века в Японии также активно развивалась гравюра на дереве, которая была двух основных видов: театральная гравюра (виднейший мастер - Тёсюсай Сяраку) и бытописательная гравюра (основоположниками являлись Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро).
Если же говорить о японской живописи как о предмете современного коллекционирования, то здесь сложилась сложная ситуация. Среди иностранных коллекционеров в сфере произведений искусства японская живопись не слишком востребована. Объяснения этому найти сложно, скорее всего, дело в непривычности самих японских образов и в отсутствии должной «рекламной кампании» по продвижению японского изобразительного искусства среди состоятельных коллекционеров из других стран. Гораздо большей популярностью, кстати сказать, во всём мире пользуются японские нэцке - миниатюрные изделия из металла, дерева, кости или фарфора, представляющие из себя забавные статуэтки с изображением животных, насекомых или людей. Самая большая иностранная коллекция нэцке находится в Британском Музее.
Поэтому наибольшим спросом японская живопись пользуется внутри страны, среди богатых частных и коллективных коллекционеров. Нужно заметить, что настоящая мода на приобретение предметов искусства в японских деловых кругах началась лишь после Второй Мировой войны. И этому есть как минимум два объяснения. Первое из них носит психологическое объяснение - после поражения от американской и советской армий, после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, после позорных условий капитуляции и размещении на территории страны военных баз США японской элите нужен был толчок к возрождению идеи национального величия, нужна была подпитка возрождения патриотизма. И в этой связи коллекционирование и афиширование шедевров великой японской живописи пришлось как нельзя кстати. Второе объяснение вполне прозаическое - вслед за европейскими и американскими бизнесменами японские деловые люди поняли, что произведения искусства являются одним из наиболее надёжных долгосрочных вложений капитала. Поэтому и начали скупать собственные произведения живописи. Правда, здесь стоит отметить, что основное внимание японских коллекционеров при этом всё равно уделялось знаменитым западным картинам как предметам, имеющим наилучшую репутацию и, следовательно, наибольшую стоимость. Так что японская живопись продолжает оставаться в большей мере, востребованной в государственных и общественных собраниях и в среде искусствоведов, чем у богатых коллекционеров.
Александр Бабицкий