Школа японской живописи: стили и направления

15 Июня 2016

школа японской живописиЯпонское изобразительное искусство пронизано чарующей магией Азии, особая атмосфера японской живописи поражает не только знатоков, но и тех, кто воспринимает картины исключительно как декоративный элемент. Школа японской живописи – интересный и занимательный предмет, тем, кто только знакомится с особенностями японского изобразительного искусства, не всегда легко разобраться в различных стилях и направлениях.

Японская живопись – это специфика использования различных инструментов для рисования, плюс к этому - определенную сложность составляет насыщенная своеобразными терминами лексика и глубокая связь японского изобразительного искусства с философией дзен-буддизма.

Пытаясь понять японскую живопись, важно не забывать, что японское искусство на протяжении всей своей истории неизменно испытывало глубочайшее влияние мощных культурных школ Китая и Запада, однако при этом японцам удалось привнести в живопись свое особое видение сюжета, будь то пейзаж, натюрморт или портрет.

alt

История японского изобразительного искусства

Живопись, также как и другие направления японского искусства, на раннем этапе своей истории испытывала сильное влияние китайской культурной традиции. Со временем японские мастера сформировали собственный стиль творчества, богатый и многогранный, но китайское влияние оставалось достаточно сильным вплоть до начала эпохи Эдо (1603-1867). Для обозначения японской живописи в целом нередко используется термин ямато-э.

японская живопись Yosa Buson

В эпоху Мэдзи (1868-1912) Япония стала более открытой страной, на заре этого периода японское искусство активно впитывало в себя западные идеи и концепции. В университетах, которые в то время открывались в крупных городах страны, широко практиковалось преподавание основ западной культурной традиции, причем в роли преподавателей нередко выступали приглашенные из Европы специалисты, талантливые японские студенты проходили обучение в знаменитых художественных академиях Европы, по большей части итальянских и французских.

Однако в это же время в стране нарастали националистические настроения, и маятник творческих тенденций качнулся в другую сторону. В искусстве началась активная пропаганда национального культурного достояния, и западное искусство из фаворита перешло практически на опальное положение. В ХХ веке японское изобразительное искусство, пережив бурные периоды концептуальных споров, вновь вошло в стадию плодотворного сотрудничества с западной культурой.

alt

Японская живопись: школы и стили

Если вы хотите узнать больше о специфике японской живописи и разбираться в тонкостях той или иной школы или стиля, приготовьтесь к своеобразному уроку японского языка. Дело в том, что японская живопись немыслима без уникальной терминологии, поэтому настоящий знаток японской культуры и изобразительного искусства в частности, должен быть знаком с основными терминами в этой области.

стили японской живописи Tani Bunchoнаправления японской живописи Kano Hogai

Суйбокуга – термин, обозначающий искусство живописи черной тушью. Техника росписи тушью пришла в Японию из Китая и в своей тематике и изобразительной философии глубоко пропитана идеями дзен-буддизма. По-настоящему японским суйбокуга стало примерно в 15 веке, именно в тот период в этом стиле начали появляться особенности, которые не были присущи китайской школе.

Школа Кано – старейшая и наиболее влиятельная художественная школа в истории японского изобразительного искусства. Школа Кано с ее более чем трехсотлетней историей – по-настоящему уникальное явление в мировой культуре. Основателями этой живописной школы стали Масанобу (1453-1490) и его сын Кано Мотонобу (1476-1559). Первоначальная концепция школы строилась на протесте и поиске новых решений, позволявших отойти от традиционной китайской техники рисования черной тушью. Художники Кано смело использовали цвет и оригинальные композиции. Масштабные плоские площади также впервые начали осваиваться мастерами Кано, впоследствии эти приемы стали доминировать в стиле укие-э.

история японской живописи Hishida Shunsoяпонское искусство Hishida Shunso

В крупных формах внука Мотонобу Кано Эйтоку (1543–1590) появился особый динамизм и сила, такая стилистика очень импонировала военной аристократии периода Моноямы. Полотна Эйтоку идеально подходили к величественным и тяжелым интерьерам огромных замков. Его серии скользящих дверей и складных ширм изобилуют крупными изображениями животных, фигур и пейзажей на фоне горящей, как солнце, золотой фольги. Все это как нельзя лучше отвечало представлениям японских феодалов о силе и мощи, к которой они стремились. В более поздний период школа Кано распалась на несколько течений, однако не потеряла своей доминирующей роли в японском изобразительном искусстве на протяжении всей эпохи Эдо. Многие художники, творившие в стиле укие-э в свое время прошли художественную школу Кано.

alt

Школа Тоса-ха

Основателем художественной школы Тоса-ха считается японский художник Тоса Юкихиро, творивший в 14 столетии. Основная специализация школы Тоса – миниатюры и иллюстрации к книгам. Школа Тоса носила официальный статус придворной школы живописи в Киото. Императорский двор в то время представлял собой закрытый обособленный мир, по сути лишенный политической власти, однако при этом в распоряжении двора имелись достаточно большие средства, позволявшие удовлетворять интерес сегунов к изящным искусствам.

школа явосточной живописи Hishida Shunsoвосточная живопись Uemura Shoen

alt

Школа нанга

Художественный стиль нанга приобрел широкую популярность в начале 19 века, в период бунка и бунсаи. Мастера школы нанга питали особую любовь к идеальным пейзажам, а также к изображениям цветов и птиц. Стиль нанга по своей сути был в большей степени китайским, нежели чисто японским.

течения японской живописи Kuroda Seiki

alt

Школа шиджо

Шиджо отпочковалась от легендарной школы Кано в 18 веке. Чаще всего художники данного направления изображали бытовые сцены, сюжеты из жизни обычных граждан. Живопись шиджо – это некая смесь реализма, приправленного известной долей сатиры.

Читать дальше Популярные формы