Популярные формы в японской живописи
В разные периоды истории японской живописи на пик популярности выходила та или иная техника и форма живописи, художники расписывали двери и ширмы, свитки, шелковые полотна, но первые полотна в рамах в западном стиле появились лишь в конце 19 века.
Эмакимоно – горизонтальный свиток из бумаги или шелка. Буквально слово эмакимоно можно перевести как «изображение чего-то свернутого». Эмакимоно состоял из соединенных между собой листов, наклеенных на основу, и двух валиков на концах свитка. Изображения на эмакимоно рассматриваются справа налево. Эмакимоно – одна из самих старых форм японского изобразительного искусства. В справочной литературе, на форумах и в тематических статьях эмакимоно нередко называют макимоно и эмаки, все эти термины совершенно равноценны.
Вертикальные свитки называются какемоно. Как правило, такие свитки вешали на стену в качестве украшения. Какемоно вешается за верхний валик, а нижний служит неким утяжелителем, который своим весом раскручивает свиток вниз и расправляет изображение. Вертикальные свитки какемоно были особенно популярны в эпоху Эдо. Вертикальные свитки больше всего походили на картины в рамах в европейском стиле, такими свитками любили украшать стены своих домов люди самого разного достатка.
Расписные складные ширмы японцы позаимствовали у китайцев, такие ширмы появились в домах жителей страны Восходящего солнца еще в 7 веке и использовались в качестве зонирующего элемента. Традиционная ширма состояла из чеырех-шести панелей и отличалась достаточно габаритными размерами, из-за чего этот предмет мебели чаще всего использовался во дворцах или храмах. Панели ширмы служили прекрасной поверхностью для художественной росписи, художники самых разных школ широко использовали эту форму в своем творчестве. Декоративные ширмы особенно любили разбогатевшие торговцы и представители зарождавшегося в эпоху Эдо класса японской буржуазии. Тематика росписи японских ширм во многом повторяла сюжеты укие-э.
Работы японских живописцев украшали скользящие двери фусума и стены замков японских феодалов периода Муромати (1333-1573) и Момояма (1573-1603).
Тематика японской живописи
Японская живопись, прежде всего, ассоциируется с пейзажами и изображениями природы. Однако, несмотря на преобладание подобной тематики на старинных свитках, японское изобразительное искусство охватывало гораздо более широкий спектр идей и сюжетов. Японские художники рисовали сцены из жизни императорского двора и театра кабуки, виды и достопримечательности известных мест, портреты европейцев времен высадки португальцев и голландцев на южном побережье Японии, виды Киото, портреты гейш, изображения животных, птиц и так далее.
Японская живопись – невероятно тонкий и увлекательный мир, шедевры японских мастеров по праву занимают почетные места в мировых музеях и частных коллекциях любителей живописи. Если вам нравится тонкая работа, изящные сюжеты и легкая техника письма, вам определенно придутся по вкусу картины японских художников классического периода.