История канцелярского бренда Parker наглядно показывает, как простые вещи могут становиться предметами роскоши. С ручками Parker у современного человека связано слишком много ассоциаций - это и знаковая вещь, говорящая о высоком социальном статусе своего владельца, и символ власти над временем, и заданные раз и навсегда стандарты качества. Несмотря на огромное количество производителей в этой нише, Parker продолжает оставаться вне конкуренции.
Основатель компании Джордж Паркер был не только гениальным рационализатором, но и гениальным маркетологом, сумевшим заинтересовать своей продукцией даже самые капризные и взыскательные круги общества. Но сначала он был обыкновенным клерком в магазине писчих принадлежностей. Дело разворачивалось в восьмидесятые годы XIX века в городе Джейнсвилле штата Висконсин: в обиход едва успели войти стальные перья, и молодой продавец устал от постоянных жалоб покупателей на их нежизнеспособность. Для того, чтобы магазин не растерял клиентов, Паркер вызвался по личной инициативе проводить «сервисное обслуживание»: он стал принимать в ремонт сломанные ручки, не отходя от прилавка. Вскоре молодой человек уяснил для себя, отчего они так часто ломаются, и разработал свою конструкцию перьевой ручки. Годом рождения компании Rarker считается 1889 год - именно тогда Джордж решился расстаться с хозяином и начать самостоятельный бизнес, который потом стал известен всему миру под названием «Parker Pen Company».
Уроки чистописания
Джордж Паркер сформулировал для себя девиз, который впоследствии стал основополагающим для всех предпринимателей: «Если ты хочешь, чтобы люди покупали то, что ты делаешь, ты должен это делать лучше других».
Прежде всего, он усовершенствовал на своих ручках фидер - систему каналов, обеспечивающих подачу чернил на кончик пера. До Паркера основное неудобство пользования перьевыми ручками состояло в том, что жидкость свободно стекала вниз, стоило ручке оказаться в горизонтальном или вертикальном положении. Пачкалась бумага, пачкалась одежда школьников и клерков, привыкших носить письменные принадлежности в карманах. После того, как «Parker Pen Company» решила эту проблему, ее продажи поднялись в несколько раз.
Затем Джордж Паркер сделал и вовсе революционное открытие - он придумал колпачки к ручкам и зажимы для крепления ручек к нагрудным карманам одежды. Его настолько потрясла собственная находчивость, что он поспешил запатентовать свои изобретения, пока это не сделал вместо него кто-нибудь из конкурентов.
А дальше Паркер стал в патентном бюро весьма частым гостем, поскольку рационализаторские озарения приходили к нему в голову одно за другим: то в виде специальной кнопочной системы для заправки ручек чернилами, то в виде эксклюзивных корпусов из ударопрочного целлулоида. Джордж не поленился даже разработать для своего детища чернила с уникальным составом - быстро сохнущие и легко смываемые с рук, а позже объявил о том, что он добавляет к ним некие присадки, препятствующие чернильной коррозии внутренних деталей ручек. Правда, американцы легенде о присадках не особо поверили, и газеты писали о том, что Паркер просто предпринял не очень добросовестный маркетинговый ход.
Выбор великих
Одним из самых знаменитых «паркеров» стала ручка «Parker 51»: такую всегда носил при себе американский генерал, а впоследствии и президент Дуайт Эйзехауэр - ею он вывел свою подпись на акте о капитуляции Германии. Другой американский полководец - Дуглас Макартур подписал ручкой «Parker 51» документы о капитуляции Японии. С тех пор сложилась традиция подписания исторических документов мировыми лидерами именно ручками Parker, а не какими-либо другими. Их держали в руках и Рональд Рейган, и Михаил Горбачев, и Борис Ельцин. На официальном сайте компании Parker говорится о том, что эти ручки помогли остановить четыре кровопролитные войны.
По некоторым данным, ручками Parker «болели» автор «Приключений Шерлока Холмса» Конан Дойл и композитор Джакомом Пучини, не признававший никакого другого средства для записи нот. «Parker Pen Company» в течение нескольких десятилетий оставалась постоянным поставщиком канцелярских принадлежностей для Британского королевского двора.
Как перспективная компания, предприятие Джорджа Паркера на протяжении всей своей истории было предметом бесконечных слияний и поглощений. В 2000 году оно как таковое было закрыто, а бренд Parker перешел под контроль концерна Newell Rubbermaid. После того события он стал более демократичным: в линейке Parker появились и относительно экономичные варианты, приобрести которые могут не только выдающиеся политики коммерсанты, но и простые студенты, служащие, мелкие предприниматели и так далее. В России разные модели Parker можно купить по цене от 600 до 100 000 рублей. Нужно отдать должное владельцам бренда - и прежним, и нынешним: они никогда не стремились превратить эти ручки в роскошный фетиш, помня о том, что основная их ценность - в функциональности. Поэтому экземпляры Parker никогда не попадали в категорию самых дорогих ручек мира, вроде усыпанной драгоценными камнями Limited Edition Mystery Masterpiece, оцененной в миллион долларов.
Светлана Усанкова