Неизменный атрибут советского детства - деревянная лошадка-качалка, яркая и праздничная, богато украшенная орнаментом из цветов и листьев, сказочными птицами на черном фоне. Вряд ли кто-то из детишек тогда знал о том, что является обладателем настоящего произведения искусства, а красочный узор - не что иное, как знаменитая городецкая роспись.
Вековые традиции
С начала XIX века шумела вдоль волжского берега Нижегородская ярмарка (перенесенная сюда от стен обители святого Макария). Рыба, зерно, ткани, пушнина, металлические изделия - и рядом с ними цирк, множество ярких и веселых балаганов. Но даже их разноцветье и буйство красок не могло затмить красоты представленных на ярмарке предметов быта, которые украшала городецкая роспись.
«Не напрядешь по зиме - нечего будет носить летом» - эта поговорка вполне объясняет необходимость наличия прялки в каждом крестьянском доме. Донце, гребень - слова, мало кому знакомые в настоящее время, но когда-то прядение без них было невозможно. Зимними вечерами усаживались пряхи на донце, вставляя в него гребень, а по окончании работы использовали донце как украшение дома - так описывает этот процесс Владимир Иванович Даль.
Какое отношение это ремесло имеет к городецкой росписи? Самое прямое. Ведь зарождалось живописное искусство именно с резной инкрустации донец для прялок. При этом предметы быта, украшенные резьбой по дереву, превращались в настоящие шедевры: в донце, выполненном из светлого дерева, делались углубления определенной формы, в которые вставлялись соответствующие фигурки из темного мореного дуба.
Позднее стала применяться покраска донец, на смену которой, в свою очередь, пришла манера украшения красками - яркими, живыми, как летнее волжское разнотравье, с цветочными бутонами, букетами, венками. Солнечно-желтый, глубокий черный или изумрудно-зеленый фон, насыщенность красного и синего; сказочные, фантастические, местами трогательные и наивные, но неизменно радостные и оптимистичные сюжеты - черты, характерные для традиционной городецкой росписи.
Сюжеты и образы
При всем многообразии предметов и персонажей, запечатленных мастерами Городца на деревянных изделиях, условно выделяются три основных вида композиции:
Цветы - самый простой сюжет, именно с его освоения начинается обучение технике городецкой росписи. Это могут быть букеты, ромбы или венки из цветов - всегда яркие и насыщенные красками. Украшаются ими, как правило, предметы быта - разделочные доски, хлебницы , деревянные шкатулки, солонки или декоративная посуда.
Конь и птица в цветочном орнаменте (обычно имеющие сказочный, неправдоподобный, мифический облик) - как символ удачи и счастья, семейного благополучия (например, если изображена пара - курочка и петушок).
Сюжеты с использованием человеческих обликов - например, застолья, прогулки, бытовые сцены из жизни, иллюстрации к сказкам и так далее. Это самые объемные, массивные композиции, требующие для своего воплощения большого пространства.
На первый взгляд может показаться, что техника исполнения городецкой росписи довольно проста: знание определенной технологии смешивания красок и их нанесения на дерево (неразрывные мазки, скобки, капли, круги, дуги, точки, спирали, штрихи) - и вот уже под кистью любого мастера расцветут диковинные кущи. И даже этапы росписи (подмалевка, теневка, разживка) вполне можно освоить, не имея художественного образования, несмотря на то, что предварительный контур рисунка не наносится, художник пишет сразу красками. Однако воплотить на деревянной основе непритязательные, но при этом полные жизни и оптимизма сюжеты способен лишь человек, бесконечно преданный своему делу.
В 2009 году в Городце, на самом берегу Волги, состоялось открытие музейного комплекса «Город мастеров». Это несколько самобытных деревянных построек, выполненных в традиционной для Верхней Волги технике глухой резьбы. Одно из центральных мест в экспозиции музея, наряду с глиняной игрушкой, золотой вышивкой и прочими народными промыслами, занимает городецкая роспись - как олицетворение света, тепла, радости и вечного праздника жизни.
Дарья Цветкова