Как, пожалуй, и в любой другой сфере, в парфюмерной индустрии существует множество классификаций, делящих все выпускаемые ароматы на определенные группы в зависимости от самых разных факторов. Одной из таких классификаций стало появившееся несколько лет назад разделение появляющихся ежегодно сотен парфюмерных новинок на три основных группы - масс-маркет, люкс и нишевые, или селективные ароматы.
Ароматы класса люкс - парфюмерия, с которой, пожалуй, знакомы все без исключения женщины. В группу таких ароматов входят все парфюмерные новинки, регулярно выпускаемые знаменитыми брендами - как парфюмерными, так и модными или ювелирными: в числе «люксовых» ароматов - творения Chanel, Christian Dior, Guerlain , Giorgio Armani, Balmain, Bulgari, Givenchy, Cacharel, Gucci. Ароматы класса люкс - это безусловная дань моде: создатели таких ароматов руководствуются, в первую очередь, новыми парфюмерными трендами и предпочтениями будущих покупательниц. Соответственно, и рекламируют такие ароматы лица исключительно известные: супермодели, голливудские актрисы и певицы. Премия FiFi Awards, считающаяся одной из самых престижных наград в парфюмерной индустрии, парфюмерию класса люкс определяет как духи, продающиеся более чем в 250 магазинах. В 2009 году лучшими женскими ароматами класса люкс были признаны Absolutely Irrеsistible Givenchy, Burberry The Beat, Chanel No. 5 Eau Premiere, Sensuous Estеe Lauder и Viva La Juicy от Juicy Couture.
Куда более интересной парфюмерной группой считаются нишевые, или селективные ароматы - продукция для «гурманов» и настоящих ценителей парфюмерии. Нишевый парфюм с полным правом можно назвать произведением искусства: независимые парфюмеры, создавая свои ароматы, не ограничены рамками рыночной конкуренции и могут воплощать в парфюмерной композиции любые свои фантазии. Именно поэтому нишевый парфюм считается «парфюмом не для всех»: порой понять и оценить оригинальность аромата могут лишь единицы. Именно такими ароматами, например, считаются все творения парфюмера Сержа Лютенса: все они отличаются особой сложностью и многогранностью.
Самая распространенная характеристика селективной парфюмерии - это эксклюзивность ингредиентов. Нишевые ароматы, как правило, изготавливаются исключительно из натуральных ингредиентов высочайшего качества - минимум синтетических молекул, которыми богаты парфюмерные формулы люксовых и массовых ароматов. Ингредиенты при этом могут быть как традиционными, так и самыми необычными: от аромата шампанского до нот белых трюфелей. Нишевые ароматы практически невозможно найти в крупных парфюмерных магазинах: эксклюзивность селективной парфюмерии проявляется во всем, от редких ингредиентов до небольшого объема производства и практически полного отсутствия рекламы. Это, однако, не означает, что производством нишевых ароматов занимаются лишь единичные парфюмерные бренды - наоборот, по-настоящему талантливых парфюмеров, занимающихся выпуском таких ароматов, насчитывается несколько десятков, а отсутствие рекламы нисколько не вредит узнаваемости брендов. В числе самых знаменитых нишевых ароматов - творения Annick Goutal, Serge Lutens, Amouage, Creed, Frederic Malle, Jo Malone, Miller Harris, Tauer, Parfums de Rosine.
Наконец, ароматы, входящие в группу масс-маркет - это парфюмерные творения демократичных и известных косметических брендов, таких, как Avon, Coty, Yves Rocher, Body Shop. Само название группы ароматов предопределяет их ключевую характеристику - приобрести такую парфюмерию можно где угодно, а стоимость ее достаточно низка по сравнению с ароматами класса люкс и уж тем более - в сравнении с нишевой парфюмерией. Массовость ароматов, однако, вовсе не синоним низкого качества - пренебрежительным словом «ширпотреб» массовые ароматы назвать никак нельзя. Зачастую парфюмерная композиция массового аромата по привлекательности и оригинальности не уступает лучшим творениям люксовых брендов, что, кстати, признают и многочисленные парфюмерные премии: так, аромат White Musk от косметического бренда Body Shop был признан лучшим массовым ароматом сразу несколькими независимыми премиями. Кроме того, лучшими ароматами текущего 2009 года в группе масс-маркет считаются Bond Girl 007 от Avon, Comme une Evidence от Yves Rocher, Today от Avon, Vanilla Musk от Coty, Ciara от Revlon.
Татьяна Смирнова