Речевой этикет: беседа

20 Июля 2008

речевой этикет беседаЭллочка-людоедка, как вы помните, легко и свободно обходилась тридцатью словами и выражениями, придирчиво выбранными ею из всего великого, многословного и могучего русского языка. Пример, конечно, роскошный, но так ли он достоин  подражания, как можно было бы подумать? В общем, если вы не хотите уподобиться Эллочке, если даже пример негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо (словарь которого, если верить Ильфу и Петрову, составляет 300 слов) вас не восхищает, и вы хотите правильно употреблять несколько тысяч слов - наши рекомендации для вас!

Итак, для начала, что говорят о речевом этикете классики и словари?

Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н. И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

Беседа - тест на владение речью и знание тонкостей этикета. Искусству вести беседу в обществе можно научиться, для этого надо лишь вырабатывать в себе необходимые навыки. Это вовсе не значит, что встречи с друзьями должны превращаться в состязания в ораторском искусстве.

Как начать беседу? Есть несколько вариантов:

- в незнакомом обществе обратитесь сразу ко всей компании: «Привет, меня зовут...» или выберите одиночку и попросите о помощи - мол, необходимо разобраться со всеми;
- отличный способ - комплимент (У тебя замечательная стрижка! У кого ты стрижешься?);
- в людном месте - просьба о помощи. В библиотеке можно спросить об интересующей вас книге, в магазине - расспросить о товарах, в картинной галерее - о той или иной картине, на улице - попросить показать дорогу или рассказать, как добраться до того или иного места;
- универсальное начало разговора - замечание о погоде. Классика жанра.

Продолжение беседы полностью зависит от вас. Помните несколько правил:

- будьте информированы. А для этого хоть немного интересуйтесь жизнью вокруг вас;
- умейте слушать и будьте заинтересованы. Если вы научитесь внимательно, не перебивая, слушать рассказ, к месту показывая свою заинтересованность вопросами типа: «И что же было дальше?», «Невероятно! Как такое могло быть?», «И как же вам удалось справиться?», то с вами приятно будет побеседовать любому;
- не старайтесь доказать, что вы умнее всех, не проявляйте высокомерия и снисходительности;
- не стесняйтесь чего-либо не знать. Большинству людей нравится рассказать о чем-то, чего не знает их собеседник. Поэтому фраза: «Надо же, я первый раз об этом слышу! Не могли бы рассказать поподробнее?» способствует продолжению беседы.

Как закончить беседу? Правильное окончание беседы - важный момент для продолжения знакомства.

Если беседа исчерпана, не нужно судорожно искать новые темы, пытаясь удержать собеседника, лучше постараться закрепить произведенное хорошее впечатление, с достоинством попрощавшись. Здесь уместны будут выражения: «Было приятно познакомиться!», «Надеюсь на продолжение знакомства», «Нам непременно нужно еще раз встретиться и поболтать!», «Было очень приятно побеседовать с вами!»

Если же для продолжения разговора у вас нет времени, нужно мягко, но решительно дать понять это собеседнику, поглядывая на часы, приподнимаясь с кресла. Чтобы уход не выглядел невежливым, можно завершить беседу, высказавшись по последней фразе собеседника: «Иначе и не могло быть!», «Уверен, что вы справитесь! Но, к сожалению, мне пора. Нам обязательно нужно продолжить этот разговор в следующий раз!»

Кроме того, помните: воспитанные люди во время разговора всегда следят за лексикой, за интонацией и тоном.

Наталия Руденко