Вряд ли можно считать нынешнее российское общество внимательным к сохранению исторических и культурных традиций. Во-первых, историческая память в силу комплекса причин стала коротка. Во-вторых, влияние современности с ее многочисленными гаджетами, бешеным ритмом жизни и все более сложными способами добывания хлеба насущного не располагают к преданьям старины глубокой. И все же в некоторых сферах жизни традиции в том или ином виде сохраняются. Как сохранился в свадебной церемонии обычай встречать хлебом-солью.
Обычай с латинским акцентом
Чаще всего, когда говорят, что античность в целом и Древний Рим в частности оказал огромное влияние на формирование западной цивилизации, подразумевается, что Россию это коснулось вскользь, чуть-чуть и почти никак. Однако в случае с традицией встречать на свадьбе молодоженов со специально изготовленным караваем хлеба влияние Рима на российскую культуру самое что ни на есть непосредственное и прямое. Потому что именно на римских свадьбах хлебу придавалось особое символическое и во многом даже магическое значение. Разумеется, хлеб издревле символизировал изобилие, материальное богатство и благополучие, которое должно было сопутствовать молодой семье, и которого все присутствующие на торжестве ей желали. В римском варианте это был особый пшеничный хлеб, в который добавляли пряности и мед, а непосредственно на свадьбе особым образом разламывали над головой невесты, тем самым призывая силы плодородия и изобилия снизойти в эту семью. При этом крошки от этого свадебного хлеба считались едва ли не волшебными и потому собирались гостями на счастье.
Со временем эта традиция, соединившись с местными национальными обрядами (так, в Англии на свадьбах пироги также играли особую церемониальную роль), распространилась по всей Европе и в раннем Средневековье через Византию добралась и до русских земель. Однако постепенно в торжественную роль хлеба на свадьбе проникли национальные особенности, отражавшие реалии жизни, прежде всего, простонародья, в массе своей крестьянского. Невозможность молодой семьи жить отдельно привела к обычаю на первое время паре жить в доме жениха, что, в свою очередь, породило особый обряд встречи семьей жениха на пороге своего дома молодоженов после венчания. Таким образом, появилась церемония принятия в свою семью нового члена. И здесь свадебный хлеб получил новое символическое значение: в хлебной кадке замешивалось тесто, она накрывалась рушником, сверху клался хлеб со щепоткой соли и жених с невестой торжественно обходили вокруг кадки. Соль же в этой церемонии появилась также вследствие особенностей русского народного быта: соль традиционно считалась символом достатка и неотъемлемым атрибутом настоящего дома.
Тест на лидерские амбиции
Со временем выражение «хлеб-соль» стало нарицательным для обозначения торжественной встречи желанных и дорогих гостей, а сам обычай вышел за рамки свадебной церемонии и вошел в общий торжественный этикет. На протяжении многих веков хлебом-солью встречают теперь почти всех важных гостей, которым хотят выразить подчеркнутое почтение. Теперь хлеб-соль приобрел дополнительное значение: когда человек преподносит гостю хлеб с солью, это означает, во-первых, что он готов разделить с ним те материальные богатства, которые имеет (недаром термин «хлебосольный» стал синонимом понятия «гостеприимный»), во-вторых, это - отсылка к выражению «съесть вместе пуд соли», то есть человеку выказывается доверие и готовность к взаимной помощи и поддержке. Встреча с хлебом-солью стала в своем роде священной церемонией и отказ от предложенного расценивается как тяжелое оскорбление.
Но все же в наши дни встреча хлебом-солью в повседневности используется редко, обычно ее можно увидеть в телевизионных репортажах о визитах важных иностранных гостей в те или иные постсоветские государства, преимущественно со славянскими культурными корнями. Сегодняшний хлеб-соль - это, прежде всего, свадебная церемония, сохранившая основные черты традиционной, но вместе с тем и получившая некоторые новые оттенки.
Вариаций выполнения этого обычая существует несколько, но чаще всего встречается следующий: родители жениха, как и полагается, встречают молодоженов со свадебным караваем. Несмотря на то, что нередко, как и в русских средневековых крестьянских семьях, новая семья на первых порах живет вместе с родителями, сегодня принято встречать хлебом-солью не на пороге дома, а перед тем заведением, где проходит свадебный банкет после непосредственной церемонии бракосочетания. Хлеб-соль представляет собой специальный каравай, изготовленный именно по этому поводу (практически в каждой пекарне изготавливают на заказ подобные изделия), увенчанный солонкой с солью. При этом обязательно каравай преподносится на свадебном рушнике, чаще всего украшенном абстрактными узорами, но встречаются и рушники, на которых вышиты имена молодоженов. Кроме того, один из родителей (чаще всего свекор) благословляет пару иконой, а свекровь преподносит жениху и невесте каравай. Здесь имеет место быть некий психологический тест: считается, что тот из супругов, кто откусит от каравая кусок побольше, тот и будет верховодить в семье. Варианты откусывания от каравая разнятся: в каких-то случаях жених и невеста отламывают куски руками, приправляют их солью и съедают, в каких-то они должны откусить хлеб без использования рук. Впрочем, дальнейший ход событий всегда одинаков - начинается непосредственно праздничное веселье.
Александр Бабицкий