Стиль a la russe: между помелом и поварешкой

02 Ноября 2008

Стиль a la russe: между помелом и поварешкой Есть много всего на свете, что можно искать годами. Так, например, годами ищут разгадку русской души. Также в последние годы модная критика активно ищет признаки и свойства русского модного стиля. Мы уже привыкли к регулярным восторженным отзывам глянцевых журналов о том, что наконец-то - вот оно, это самое лицо a la russe - появилось и должно произвести фурор. А что получится, если к этому самому лицу приглядеться? Какими будут его черты? Попробуем составить краткий обзор наиболее характерных российских марок класса moderate в качестве предисловия к предстоящим Неделе Моде в Москве и Russian Fashion Week.

На прошлой неделе открылся новый бутик российского дизайнера Vassa&Co. Если описать коллекцию вкратце, попытавшись сложить плюсы и минусы в один абзац, получится так:

Плюсы:

В кои веки для российских дизайнеров неплохие лекала, активное использование натуральных материалов, вполне бюджетно по ценам.

Минусы... сложно было найти навскидку, но главный есть. Недостаток изюминки.

Что такое, кстати, эта самая изюминка?Стиль a la russe: между помелом и поварешкой А что такое для лица - ресницы? Вроде как - такой чуть функциональный, но придаток, особенно о сравнению с носом и глазами. Но без них как-то слабосимпатично получается, согласитесь. Вот так и тут: крой - есть, силуэт - есть, идея - есть... Но пиджак остается просто пиджаком, платье описывается словами «прямое, чуть ниже колена, в клетку», а не частью Образа. Частью, в которой и спину гнуть как-то нельзя, и абы что с ней не оденешь, и себя ощущаешь не просто существом женского полу в брюках и кофточке, а Королевой Бензоколонки, Роковой недоБарышней, Девушкой из Ниоткуда и прочая-прочая. Собственно, изюминка, ее наличие и отсутствие и делает моду той самой загадкой и фетишем, о который разбилось не одно женское сердце.

Казалось бы - какая разница между плиссированной юбкой и плиссированной юбкой. Скажите тогда - почему Вы мечтаете об одной и равнодушно проходите мимо другой? Впрочем, есть и огромный плюс у марки - отсутствие излишеств. В целом - неплохой вариант для работающей жительницы мегаполиса - примерно так и позиционирует себя Vassa. Силуэт довольно андрогинен, как и сами модели, уложенные в стиле «паж»: то ли девочка, то ли виденье, то ли мальчик. Андрогинность, впрочем, компенсируется нотками экспрессии на грани агрессивности - характерной черты образа работающих жительниц мегаполиса во вселенском представлении. Четкость компенсирует легкость, хороший макияж - неприветливое выражение лица... Классическая городская ведьма в хорошем смысле. В хорошем смысле - это самодостаточная, целеустремленная, умная, ухоженная... Вообще такой образ характерен для многих российских марок в том же классе, позиционирующих себя как «городские».

НапримеСтиль a la russe: между помелом и поварешкойр, Personage. В том же стиле, больше ярких акцентов на том же серо-черном фоне. Та же резкость силуэта, то же стеснение в красках, те же классические формы без лишней театральности. В центре внимания - силуэт, линия. Никаких лишних складок - функционально и прямолинейно. Вкрапления «металлик», вкрапления шифона. Первое усиливает энергичность, а также отдает дань снова модным 70-м, второе пытается компенсировать нехватку легкости, но теряется на общем тяжелом фоне. Если женщина - то, опять же, андрогин в женском платье. Если вызов - то женственности нет. Впрочем, у этой марки как раз есть изюминка и собственное - пусть слегка агрессивное - но лицо.

В той же категории находится Татьяна Кудряшова. Тут силуэт поженственнее, но снова боязливость в угоду женственности рискнуть уверенностью в себе и самодостаточностью. Краски уже поярче, но на смену черно-серому приходит теплая пастель при минимуме аксессуаров. В общем, отлично для шабаша в стиле офисный casual.

Впрочем, хотите женственности? Да вот вам ее сколько угодно. К сожалению, олицетворением женственности у нас пока являются придыхания Ренаты Литвиновой и сбоку бантик от мадам Михалковой.

Хотите женственности и аксессуаров? Вот вам рюшечек сколько угодно, вот вам чертополосица в стиле a la russo. А если a la russo - то это бесконечно обыгрываемые сарафаны, кокошники и перегрузка деталями, напоминающая перегруженную корзину в супермаркете в первый день после диеты.

Женственность у наших дизайнеров - это летящие юбки-солнце, шифончик, шелка, кружева, помпоны  - и так до бесконечности. Если шерсть - то не без ангоры. Если декольте - то акцент только на него.Стиль a la russe: между помелом и поварешкой К этой категории относится, например, марка Climona. Летняя коллекция была вполне себе ничего, если бы не вечный перебор с цветами и деталями. Женственная расклешенная юбка - с обязательной же летящей туникой. Рюшечка на кофте, повторенная десятикратно на брюках. Ткани с орнаментом, причем орнамент остается неизменным для обеих частей костюма.

Примерно то же видим у Lidia Soselia. Деталей - много, но комплектность однотипных вещей в сочетании с безумными ценами не может не утомлять. притом, что, кстати, тоже просто великолепные лекала - такую посадку по фигуре даже на Западе еще поискать надо. Впрочем, у этой марки уже удручает цена. Костюм обойдется порядка 30 000 рублей. Все бы ничего, но за эти деньги уже можно купить Dior, а Dior объективно лучше. Но - если бы поменьше помпонов и бантов или хотя бы цветовой чертополосицы... Можно до бесконечности перечислять марки, сетуя на то, чем так хотелось бы восторгаться. Можно попытаться списать это на проблемы ментальности, да еще и погордиться лишний раз великой русской душой - не терпим мы, мол, смешения стилей и красок - либо у нас черное, либо - белое. Либо наша женщина - гений чистой красоты в помпончик, либо коня на скаку остановит и в деловой костюм войдет, как влитая. Проблема скорее слегка в другом.

Сколько ни читаю всяческие исследования целевой аудитории женской - столько вижу два устоявшихся стереотипа. Почему-то у нас принято считать, что существует два типа женщин. Или ты - домохозяйка с поварешкой по будням и рюшечками по выходным (пока молодая - без поварешки, но уже с рюшечками, ибо мужчин привлекает женственность. Так и запишите в тетрадках, девочки). Или ты - свободная ведьма, делающая карьеру, берущая штурмом мегаполис - и пусть только кто-то хоть подумает, что ты способна плакать. Женственность мы ассоциируем с беззащитностью, а самодостаточность по-прежнему считаем мужской чертой характера. Бизнес-леди практически обязана не уметь готовить, а домохозяйка не должна управлять машинами сложнее мужа и калькулятора.

Если вы с этим не согласны - найдите мне среди российских дизайнеров того, кто предлагает одежду тем, кто умеет делать и то, и другое. Или не умеет ни того, ни другого. Соответственно, беззащитная и женственная особа обязана светить этой беззащитностью в лицо всему миру, используя классический арсенал - рюшечки с кружавчиками, а городская стерва просто обязана о своей стервозности предупредить за версту шпильками, черными брюкамСтиль a la russe: между помелом и поварешкойи и строгим пиджаком. Ах, - скажете вы, - кто тут ругается на рюшечки - пусть глянет на Cavalli и Versace, периодически играющих с темой гипертрофированной женственности. Все верно, есть них такое. Разница лишь в том, что Cavalli и Versace с этим играют. Если женственность - то нарочито чересчур. Если андрогины - то не менее нарочитое чересчур. Так, чтобы было смешно. Лозунг, над которым нельзя улыбнуться, списан в утиль задолго до своего рождения. Европейская мода сейчас или насквозь иронична, или красива до театральности. С иронией более-менее понятно - классическим примером стали модные майки с Микки-Маусом под деловой костюм.

Теперь о театральности

«Театральные» марки серьезны - от Yamamoto до Yves Saint-Laurant и Lanvin. Модели сохраняют функциональность, но жертвуют улыбкой ради абсолютной гармонии. Коллекции перечисленных Домов Моды едва ли порадуют нас яркими оттенками, но заставят восхищаться каждой драпировкой и складочкой на своем собственном месте. Авторы моделей - не дизайнеры одежды, а полноправные художники, причем художники высочайшего качества. К сожалению, наши дизайнеры себе подобной роскоши позволить не могут. Одежда, в первую очередь, должна быть продана, а принято считать,  что «рисковых» покупателей не так уж и много.

Наконец, выбрать путь художника означает долгий и мучительный поиск собственного лица и последующую шлифовку каждой его черточки, чтобы каждый стежок стал узнаваемым. Наши же дизайнеры пока не создают тренды. но, в лучшем случае, их интерпретируют. В худшем - создают модели «в рамках тренда сезона». Пожалуй, только Джон Гальяно сейчас умеет сочетать иронию и театр в собственной, адской пропорции - почти смешать, но не взбалтывать. Но на то он и великий, впрочем.

Наша мода - возможно, в силу своей относительной юности после советского застоя - напрочь лишена чувства юмора, как и многие другие явления в нашей жизни.Стиль a la russe: между помелом и поварешкойЕсли бизнес - то по понятиям и по-взрослому. Если обед - то из пяти блюд, включая заливное. Проблема в том, что новому поколению эти пять блюд уже не сдались, а бизнес они строят в стиле funk. Они сочетают цинизм с поисками неземной любви, работу в банке со стрит-рейсингом и демонстрируют приспособленчество вперемешку с индивидуализмом. Просто черны брюки - пусть неплохие - уже неинтересны. Они привыкли, что их много. Агрессия утомляет, а беззащитность кажется нелепой. Особенно, если образами этой беззащитности и женственности являются вышеуказанные дамы. Впрочем, даже не в лицах марок дело. Пусть хоть «Виагру» наряжают в свои изделия - даром, что целевой аудитории эта виагра пока абсолютно не сдалась. Дело в том, что мода помимо всего прочего призвана делать усталым городским жителям «интересно». Если смешно - это интересно. Если необычно - это интересно. А просто хорошо и добротно, в рамках стереотипов - неинтересно.

К сожалению, это новое лицо, новый образ пока явно не находят отображения на российском потребительском рынке - не том, который в России, а который made in Russia. Возможно, что и женщине, пытающейся и не умереть у плиты, и не запереться в офисе, так же тяжело найти себя в реалиях современных стереотипов. Впрочем, впереди аж две недели моды, и обе - в Москве. Вполне возможно, что нас ждут перемены, и Vassa с Personage порадуют нас смелыми декольте на летний сезон, а Lidia Soselia и Climona укоротят сарафаны и прибавят к ним воротник-стойку и смешные сумки.

Посмотрим...

Екатерина Винокурова