Середина осени в Москве - традиционное время в очередной раз попробовать попретендовать на знание модной столицы наравне с Миланом, Нью-Йорком, Парижем и Лондоном. Уже который год в это время в городе проходят два параллельных конкурирующих мероприятия - Russian Fashion Week и Неделя Моды в Москве.
Неделю Моды в Москве отличает более удобная площадка (Гостиный Двор), попытка ориентации на бизнес, наличие шоурумов и... отвратительное отношение к прессе. Дело в том, что вожделенный медиапропуск на данную неделю предоставляется только в обмен на анонс мероприятия в жаждущем СМИ. В связи с этим билеты на показы достаем у дизайнеров, а организаторам предложим сделать в следующий раз аккредитацию платной. Это будет, безусловно, вершиной полета профессионализма людей, специализирующихся на связях с общественностью.
Russian Fashion Week в последние годы на порядок вменяемей. Огорчает неудачная площадка ЦМТ и отсутствие шоу-румов. Радует адекватность организаторов и стремление развиваться вширь: в этом году в рамках RFW проходил целый ряд мероприятий абсолютно не противоречащих концепции недели, но не связанных напрямую с модой: кинопоказы, кулинарные шоу, пресс-конференции celebrities и прочий набор развлечений, укладывающийся в понятие «модно» и задающий тон жизни московской светской тусовки.
Впрочем, увы и ах - ничей больше тон жизни мероприятие задать оказалось неспособно. Но тут организаторы не причем - проблема уже в участниках. Да, вроде как, собрали лучшее из того, что есть, но... Ни одному показу не хотелось аплодировать. Что называется, не трогает, не берет за душу, не создает новой тенденции или хотя бы тени тенденции.
Кроме того, в последние годы получается так (это касается обеих Недель), что модные показы становятся не центром общего внимания, а всего лишь неярким фоном для той же тусовки. Поэтому бизнес-смысл мероприятия оказался утерян - в отличие от западных Недель Моды, существующих именно для определения основных направлений сезона и продажи будущих коллекций. К сожалению, как справедливо заметила российский дизайнер Vassa, до западных стандартов нашей индустрии моды еще расти и расти. Сама она, кстати, решила не участвовать, так как пользы в мероприятии для практикующего дизайнера не увидела: показы действительно уходят на задний план, а бизнес-составляющая почти отсутствует.
Вот и остаются постоянными участниками Недель те дизайнеры, чье участие в мире моды сводится к созданию двух подиумных коллекций в год, видимо, с целью в оставшееся время с полным правом говорить светским фотографам, что под фотографией с тусовки надо подписать «Тоня Фролова, дизайнер». При этой одежды этих «дизайнеров» вы не найдете нигде - ну в лучшем случае в небольшом магазинчике при одноименном баре или ресторане. Коллекции выходят соответствующие. То есть, никакие, явно созданные руками «негров»-студентов текстильных вузов. Но кого интересуют коллекции?
Впрочем, есть ряд показов, которые все-таки стоит отметить. Можно было бы разбить их на показы российских и иностранных дизайнеров, но сделаем по-другому.
Показы чудовищные
Именно эти дизайнеры год за годом доказывают всю чувственность мира моды и его сильную связь с миром материальным: на них и правда тошнит. Именно им мы обязаны репутацией безвкусной и кичевой страны с матрешками и балалайками. Именно они заставляют нас терзаться вопросом, почему французские дизайнеры не обыгрывают год за годом тему Марсельезы и мушкетерские мотивы, почему американские дизайнеры не делают каждый год коллекции в индейском стиле, а японцы делают вариации не только на тему гейш.
Страна должна знать своих героев, которые год за годом заставляют нас верить в невероятное.
Это Игорь Чапурин, каждые полгода потрясающий шедеврами дурновкусия. К сожалению, последнее время от него страдаем не только мы, но и, например, Парижская неделя. Вечные гусары, телогрейки, русские народные узоры, невообразимое количество деталей, чертополосица в цветах и абсолютный кич со звериной серьезностью в глазах - в общем, все то, что воплощает новорусское слово «багато». Недостаток коллекций компенсирует публика и деньги, вкладываемые в раскрутку.
Это Егор Зацев, чей отец долгие годы не давал нам покоя своим советским гламуром с вечными корсетами, рюшами и стразами. Сын продолжил дело не без помощи отца и в его же стиле. Одного понять невозможно - как коллекцию, эксплуатирующую всю ту же навязшую на зубах русскую тему, можно было подавать как нечто революционное? Мех, обилие ненужных деталей, бессмысленные навороты и полное отсутствие элегантности - встречайте молодую звезду. К сожалению, это явно еще долго будет подаваться как новое лицо русской моды.
Наконец, Тимати для Sprandi. Ну, тут пояснять излишне. Чем-то прекрасным заниматься «звезде» явно противопоказано.
Середнячки
Ирина Хакамада. Стильно, сдержанно... скучновато. Сама Ирина, безусловно, женщина стильная и элегантная - но одного только умения безукоризненно держать марку для создания чего-то нового оказалось недостаточно. Впрочем, упрекнуть коллекцию в отсутствии вкуса или излишествах невозможно.
Мария Рыбалченко. Неожиданно по-женски милая коллекция, приятные цвета, свой стиль и образ. Но - опять же - не гениально, не ново, без аплодисментов.
Елизавета Панкратова - интересное сочетание элементов бельевого и спортивного стиля. Из недостатков - бледновато и простовато.
Чистова и Эндоурова. Честно говоря, каждый год ожидаешь от них прорыва - но каждый раз чего-то не хватает. Какой-то самой малости - то ли небрежного шика, то ли лишние массивные аксессуары, то ли однообразные пастельные и серо-черные тона...
Те, ради кого стоило идти
Алессандро де Бенедетти. Думаете, тканевые розы - это кич? У Алессандро получилось сочетать каскады тканевых цветов с простыми струящимися платьями, получая в итоге коктейль просто невообразимой элегантности и женственности. Классика жанра - нарочитая пастельная простота и пара аксессуаров - но насколько стильно, насколько цельные образы в стиле между Хичкоком и неоампир!
Катя Моссина. Самая ироничная коллекция без претензий на то, чтобы быть самой ироничной. Классические платья с контрастными легкомысленными принтами, полуспортивные майки с классическими юбками - смешать, но не взбалтывать. Наконец, великолепный клюквенный цвет, разбавляющий мягкие серые тона. При этом никакого авангарда - вариации на тему классики. Один из немногих показов, претендующих не на размышления по поводу существующих трендов, а на создание собственных.
Ольга Деффи. Казалось бы - простые женственные силуэты. Но насколько они закончены, насколько каждая деталь на своем месте. Ольга Деффи - это струящиеся юбки без жесткой формы и строгий силуэт верха. Это - один из немногих дизайнеров, использовавший лиловые и нежно-голубые тона. Это - тот дизайнер, к кому хочется прийти в магазин сразу после показа.
К сожалению, на этом приходится констатировать, что и все. Остальные показы запомнились слабо, не выделившись ни в лучшую, ни в худшую сторону. В целом понятно, что в индустрии российской моды есть необходимость радикальных перемен, так как текущий формат себя исчерпывает.
Напоследок - еще раз спасибо организаторам Russian Fashion Week. Мероприятие получилось неожиданно интереснее, чем ожидалось. Будем надеяться, что и к критике они отнесутся с пониманием.
Екатерина Винокурова