Глобальную рецессию, последовавшую за кризисом, в последнее время многие сравнивают с эпохой поствоенной депрессии. Отказ от роскоши, вынужденное упрощение стали новыми трендами мировой моды - как и в конце сороковых годов, верх одерживает лаконичность и скромность. Но если эпоха сороковых ознаменовалась практически революционным творением Кристиана Диора - New Look, то современные дизайнеры не спешат повторить опыт Диора, ограничиваясь, по большому счету, лишь созданием «антикризисных», недорогих коллекций.
Главный тренд моды в эпоху кризиса - повальное снижение цен. Стремясь совершить практически невозможное и сохранить имидж luxury-бренда, одновременно привлекая ставших куда более осмотрительными в плане цен покупательниц, цены на свои дорогостоящие коллекции снизил модный бренд Dolce & Gabbana. Стильную одежду от знаменитого итальянского модного дома уже начиная с коллекции сезона весна-лето 2010 можно будет приобрести по сниженным ценам - стоимость одежды D&G и Dolce&Gabbana упадет на рекордные 20%. Сами Доменико Дольче и Стефано Габбана признают, что снижение цен - шаг в эпоху глобального кризиса абсолютно оправданный и даже необходимый.
О запуске новых, «антикризисных» линий за последние несколько месяцев объявили многие известные модные бренды. В их числе - лондонский Temperley, стоимость одежды которого варьируется от 990 до 1700 долларов; в новой же, более демократичной линии цены будут начинаться всего лишь от 57 долларов. Не избежал необходимости снижения цен даже такой крупный бренд, как Givenchy: линия недорогой одежды от знаменитого модного бренда с говорящим названием Givenchy Redux будет отличаться базовыми предметами гардероба - от белоснежных рубашек до жилетов - и куда более низкими ценами. О намерении запустить «антикризисные» линии одежды совсем недавно объявили дизайнер Том Браун и модный бренд Rag & Bone.
Итальянский модный дом Versace, тем временем, может считать себя едва ли не последним оплотом роскоши в эпоху «антикризисной» моды - руководство дома ни в коем случае не готово идти на уступки и снижать цены. Однако решимость эта, по сути, лишь номинальна - и Versace поддался моде на «антикризисные» коллекции, запустив более демократичную линию Versace Versus. Конечно, в отличие от большинства «антикризисных» модных линий, Versace Versus по крайней мере обладает более-менее ценной историей - некогда Джанни Версаче доверил своей сестре Донателле, сегодня возглавляющей Versace, самостоятельную разработку коллекций именно для Versace Versus. Сегодня вместе с Донателлой над созданием более дешевых, чем в основной линии, коллекций Versace Versus работает британский дизайнер Кристофер Кейн.
До коллекции, хотя бы отдаленно напоминающей революционную коллекцию New Look, современным дизайнерам, судя по всему, очень далеко. Не стремясь создать нечто оригинальное, большинство дизайнеров, создающих недорогие «антикризисные» коллекции, идет по самому простому пути предельного упрощения - от самых простых тканей до минимума деталей и лаконичных силуэтов. Уровень элегантности творений Кристиана Диора с современными моделями не идет, вполне естественно, ни в какое сравнение - в «антикризисные» коллекции входят модели исключительно базовые. Так, например, в аналогичной коллекции модного бренда Rock & Republic с говорящим названием Recession Collection представлены самые простые предметы гардероба - футболки и джинсы .
Пожалуй, одной из немногих коллекций, чем-то напоминающих легендарную New Look, стала представленная в начале июля в Париже коллекция haute couture Кристиана Лакруа . Новая коллекция вполне может стать «лебединой песней» французского кутюрье, поскольку судьба обанкротившегося дома Lacroix до сих пор не ясна. Тотальное отсутствие средств на былую роскошь сказалось на коллекции Кристиана Лакруа неожиданным образом - лишенный возможности использовать роскошные ткани и дорогостоящие декоративные элементы, дизайнер создал почти идеальное воплощение «антикризисной» элегантности. Вынужденная простота коллекции стала её главным достоинством - Лакруа сделал основой коллекции строгий, четкий силуэт с подчеркнутой талией, редко встречающийся в коллекциях haute couture, зато очевидным образом напоминающий тот самый New Look.
Татьяна Смирнова