1 октября 1926 года в американском издании журнала Vogue было впервые представлено маленькое черное платье, которое назвали «Фордом Шанель». Этот скромный наряд сравнили с надежным и популярным «Model-T» - творением Генри Форда, который говорил, что цвет автомобиля может быть любым, если он - черный.
«Униформа для современной женщины»
В это время Vogue дважды в месяц печатал длинные, подробные обзоры парижской моды, рисунки последних моделей пальто, платьев, шляп и перчаток от известнейших французских дизайнеров. Некоторые работы удостаивались детального описания - от манжет и воротников до пуговиц и особенностей швов. Коко Шанель обычно посвящалось не более пары абзацев.
В 1926 году простая, сдержанная одежда, которую создавала Шанель, в глазах редакторов модных журналов и дам высшего общества Манхеттена не выглядели как настоящая высокая мода. Ее спортивные костюмы из джерси и платья без декоративных деталей, по их мнению, не стоили того, чтобы отправляться за ними в Париж - а в начале 20 века путешествие на корабле через Атлантический океан занимало шесть дней. Поэтому, когда на страницах Vogue появился набросок маленького черного платья, оно не удостоилось тех восторженных похвал, в которых оно купается вот уже несколько десятилетий подряд. Рисунок сопровождался кратким описанием модели, и после этого в течение некоторого времени платье на страницах журнала не упоминалось. Однако в парижском Vogue уже в следующем месяце маленькое черное платье было названо «униформой для современной женщины».
Важно понимать, что для средней женщины 1926 года сама идея маленького черного платья была совершенно непривлекательной. В это время молодые женщины начали активно выходить на рынок труда - они получали работу в магазинах и офисах, они впервые получили возможность наслаждаться настоящей свободой, смогли сами решать, как им жить. Они носили стрижки-боб, густой макияж, и предпочитали яркую, смелую одежду. Женщины стали курить, посещать бары и другие увеселительные заведения, танцевать чарльстон, позволять себе случайные сексуальные связи. Неудивительно, что наряды Шанель, отличающиеся изысканной сдержанностью, их не интересовали. Им было достаточно иметь в гардеробе одно черное платье - которое надевалось только на похороны - и приобретать еще одно не было никакого смысла.
Кстати, возможно, создание маленького черного платья связано именно с похоронами. По легенде, Коко Шанель начала носить черное после того, как в 1919 году погиб ее возлюбленный - Бой Капель, и на создание первых черных платьев ее вдохновила простая траурная одежда, которую носили крестьянки во французских деревнях, где они жила, будучи ребенком.
Покорение модного Олимпа
В конце третьего десятилетия 20 века несколько событий способствовали росту популярности маленького черно платья. После биржевого краха 1929 года люди в мгновение ока теряли состояния; эпоха беззаботного веселья кончилась, и началась другая, где было не выжить без бережливости и практичности.
В поисках недорогих развлечений люди отправлялись в кинотеатры, и там видели звезд в черных платьях, которые, несмотря на простоту, смотрелись потрясающе эффектно. В то же время все больше производителей одежды вдохновлялись работами Коко Шанель, и различные вариации маленького черного платья стали появляться во многих магазинах. Уже в середине 1930-х годов маленькое черное платье рекламировали как одежду, «без которой женщина не может жить».
В последующие годы идея о том, что в гардеробе каждой умной и стильной женщины должно быть как минимум одно маленькое черное платье, все прочнее укоренялась в общественно сознании. Это происходило не в последнюю очередь благодаря самой Коко Шанель, яркая личность которой и твердая, неординарная манера говорить становились такими же популярными, как и ее одежда. Они учила женщин одеваться с вести себя определенным образом, и они отзывались на ее слова.
Однако только в 1961 году, когда молодая Одри Хепберн появилась в маленьком черном платье в фильме «Завтрак у Тиффани», мода на эту модель превратилась почти в манию. Автором платья Хепберн была не Коко Шанель, а Юбер де Живанши, но его работа насыщена духом моды от Шанель. В 2006 году то самое маленькое черной платье, в котором снималась Одри Хепберн, было продано с аукциона более, чем за 800 000 долларов.
Уже после смерти Коко Шанель в 1971 году специалисты в области моды проследили историю маленького черного платья и признали Шанель его автором. Сегодня термин «маленькое черное платье» даже входит в Оксфордский словарь английского языка. В 1983 году в лондонском музее Виктории и Альберта была открыта первая выставка, посвященная этому, несомненно, величайшему феномену моды 20 века. За ней последовало много похожих выставок, на эту тему было написано несколько книг.
Примечательно, что Коко Шанель не изобрела маленькое черное платье. В 1925 году в New York Times упоминалось коктейльное платье от Lanvin из черного атласа, без отделки. Английский журнал The Queen в 1916 году использовал фразу «маленькое черное атласное платье», в начале 1902 года Генри Джеймс в «Крыльях голубки» описывал маленькое черное платье. В начале 20 века, еще до того как в Vogue появилось изображение крепдешинового маленького черного платья от Шанель, идея этого платья витала в воздухе. Однако именно Коко Шанель объяснила нам, как и почему его нужно носить - и мы так и сделали.