Византийский костюм: непроницаемая роскошь

01 Ноября 2009

Византийский костюм: непроницаемая роскошь Византийский костюм формировался в те времена, когда христианство сделало свои первые завоевания в мире и отличалось удивительным аскетизмом и постоянным ожиданием чуда. Но все христианские чудеса имели и имеют своим источником дух, а не тело, и византийский костюм полностью проникнут этой идеей: подчеркивая дух, он всячески маскирует тело. Любопытно то, что, проповедуя отказ от материального, объявляя чувственный мир - миром порока и греха, Византия облачала аскетизм в подчеркнуто роскошные одежды. Византийский костюм - это повышенная декоративность, дорогие ткани, богатые рисунки, роскошные и глубокие расцветки, обилие ювелирных украшений.

Тем не менее, вся эта переливающаяся, радужная красота должна была служить одной цели - как можно лучше скрывать греховное тело, чувственность, присущую каждому человеку. Главное - это лицо, вся роскошь византийского костюма является всего лишь рамкой, обрамлением для духовности, выраженной в лице человека. Это разрешает кажущееся противоречие византийского костюма между подчеркнутой роскошью и не менее подчеркнутым аскетизмом: роскошь - обрамление для духовности, а духовность может облачаться в роскошные одежды, это лишь подтверждает ее ценность. Более того, духовность просто требует роскошных одежд - как драгоценный камень требует соответствующей оправы. Отсюда и удивительная пышность византийских церковных облачений и церковных обрядов.

Форму византийского костюма определяют ткани: тяжелые шерстяные, шелковые и парчовые. Ткани отличались плотностью и практически полным отсутствием эластичности. Они были затканы или вышиты металлическими нитями и драгоценными камнями (следует заметить, что ношение византийского костюма требует весьма неплохой физической формы, чтобы не согнуться под тяжестью расшитых камнями и металлами тканей). Византия была знаменита во всем мире своей золото-узорчатой парчой и золотым алтабасом, похожим на тонкий металлический лист. Из таких тканей изготавливались разнообразные бордюры, нашивки, оплечья, отделка и украшения. Они же шли на пошив костюмов для знати.

Правда, в Византии изготавливались и легчайшие, тонкие и полупрозрачные ткани. Но они были предназначены только для женских вуалей и покрывал на голову. То есть - все для того же сокрытия чувственной составляющей. При этом очаровательные, буквально светящиеся ткани вуалей и покрывал, в сочетании с тяжелыми, расшитыми шелками одежды, придавали женскому облику неземную красоту, которая может ассоциироваться лишь с духовностью. Это были образы аскетичные, более приближенные к небесному, чем к земному.

Естественно, из негнущихся тканей можно создавать единственный силуэт: прямоугольный «футляр» (кстати сказать, именно «футляр» - коробка, в которой хранилась драгоценная человеческая душа, духовная составляющая). Византийский костюм - это прямые линии, крой его отличается редкой простотой, особенно в сравнении с уникальным богатством тканей. Прямые вертикальные линии византийского костюма полностью скрывают линии человеческой фигуры - как мужской, так и женской, оставляя на виду лишь лицо. Никакой линии талии, никакой линии бедра, исключительно строгая прямота, непроницаемо закрывающая все тело. Соотношение ширины одежды к росту - 1:3, размера головы к росту - 1:6,5. Очевидно, что при использовании таких соотношений мог получиться только тяжелый прямоугольный силуэт.

Необходимо уточнить, что при всей тяжести и прямых линиях силуэта, византийский костюм вовсе не был некрасивым. Он был - монументальным, торжественным. Нельзя сказать, что в нем недоставало легкости - она просто не требовалась, не вписывалась в образ (так же, как, к примеру, нельзя сказать, что атлантам не хватает легкости движений).

Ткани, являвшиеся настоящим произведением искусства, придавали византийским костюмам некую неземную ауру, сообщали прямым линиям силуэта величественность. Кстати сказать, эта величественность еще более подчеркивалась движениями и походкой человека, облаченного в византийский костюм. Дело в том, что одежда действительно была очень тяжелой и сковывала движения, отсюда и монументальная величественность каждого жеста.

Византийский костюм - это схематичность человека, акцент лишь на одной составляющей человеческого существа, это не столько одежда, сколько символ духовности.

София ВАРГАН