В период Высокого и Позднего Средневековья европейская одежда начала преображаться в то, что сегодня мы называем модой. Длина, фасон, стиль и украшения в одежде менялись гораздо быстрее, чем в эпоху Раннего Средневековья, известного также как Темное Средневековье.
Под влиянием крестовых походов и путешествий Марко Поло средневековая одежда подверглась влиянию новых культурных веяний: появлялись новые ткани, развивались технологии.
Ручную прялку заменила самопрялка, а горизонтальный ткацкий станок с ножным приводом и челноком упростил производство тканей и одежды. Рост производства способствовал росту потребления текстильных товаров, в результате чего появлялись красивые костюмы, которые ассоциируются у нас со средневековой Европой.
Расширялась и торговля. Красивая одежда становилась более доступной, и зарождавшийся средний класс подражал стилю элиты.
Одежда как статус
Наше знание костюмов Высокого и Позднего Средневековья опирается на художественные произведения той эпохи. Люди, одетые соответственно тому или иному стилю, предстают перед нами на витражах, статуях, гравюрах и картинах.
Хотя в то время (как, впрочем, и сейчас) существовали отличия в одежде по сословиям, и платье выражало социальный статус того, кто его носил, различия эти становились менее строгими. И, хотя Церковь все еще диктовала свои правила в отношении одежды, особенно для женщин, умные дизайнеры находили способы приукрасить одежду и добавляли к ней интересные детали. Ношение одежды теперь подразумевало нечто большее, чем простое удобство. Модная обувь также стала затейливой.
Женская одежда в эпоху высокого Средневековья
Целью крестовых походов было освобождение Святой Земли от мусульман, которые господствовали в этом регионе. Мужчины присоединялись к походам по религиозным причинам, а также ради приключений и новых возможностей. Оттуда они привозили новые ткани, такие как бархат, а также идеи новых фасонов и стилей в одежде. Новые иностранные фасоны, а также элементы военной формы стали применять в производстве одежды.
Менялись форма и посадка костюмов. Если раньше туники сидели более свободно и мешковато, теперь и мужские туники и женские платья сидели на фигуре более плотно, что придавало образу больше теплоты и изящества. Платье повторяло линии тела от плеча и ниже талии, а более пышная юбка пришивалась к корсажу отдельно.
Рукава расширялись книзу и имели форму колокола. Более длинные рукава нижней туники шились такими длинными, что края их иногда доходили до земли.
Нижняя туника, которая сейчас называется сорочкой, представляла собой длинное платье, сшитое изо льна. На тунику надевалась мантилья. Сверху надевалась свободная блуза, которую можно было туго затянуть, если предстоял выход в свет или прием гостей.
Представители элиты носили пояса, расшитые драгоценностями. Женщины носили маленькие сумочки, которые свисали с пояса, и перчатки, а также вплетали цветы в прическу. Вуаль стала более затейливой, и превратилась в тщательно продуманный головной убор.
И, хотя Церковь все еще настаивала на том, чтобы женщины носили вуаль для благопристойности, вуаль стала прозрачной, сделанной из тонкого муслина или шелка. По краям вуаль красиво расшивали, или вплетали в нее металлическую нить.
Классические фасоны и предметы одежды эпохи Средневековья
Предметов одежды, а соответственно, и их названий становилось все больше. Названия основных предметов модной средневековой одежды, это:
- Кот-туника - нижняя туника. Ее шили из яркой ткани, и надевали под верхнюю тунику, или сюр-тунику. Вырезы на сюр-тунике красиво открывали часть кот-туники .
- Гарнаш - длинная накидка с короткими рукавами в виде пелерины.
- Шаперон - капюшон, который пришивали к плащу.
- Упелянд - в 1380-х годах - красивaя длинная верхняя одежда с высоким воротником и широкими рукавами. Позднее широкие рукава стали более узкими у запястья. Упелянд ложился складками, образуя форму колокола. Часто расшивался мехом.
- Котарди - верхняя одежда 14 века, спереди застегивающаяся на пуговицы. Имела низкую талию, сидела плотно по фигуре. Узкие рукава длиной до локтя расширялись книзу. Корсет пришивался к юбке.
Изменения в средневековой моде
В эпоху Высокого и Позднего Средневековья в одежде начали активно использоваться пуговицы. Раньше они только украшали одежду, а теперь начали иметь практическое значение.
1200-е годы увидели подъем того, что мы могли бы назвать модой, или даже модными причудами. Если когда-то одежда была исключительно функциональной, теперь росла популярность причудливых, затейливых элементов.
В 13 веке появилась обувь с длинными, вытянутыми носами. Носы были мягкие, позднее их стали набивать мхом. Правительство установило правила, которые описывали, какова должна быть длина носков туфель, в зависимости от положения человека в обществе.
Капюшоны стали длиннее, чем это было действительно необходимо.
Вуали и другие материалы, выполненные из тонкого шелка, привозили с Востока. В них вплетали золотые нити, чтобы добиться мерцающего эффекта.