Испанская мода - лучшая иллюстрация афоризма Коко Шанель «Мода выходит из моды, а стиль - никогда!» Стиль сдержанных внешне и пылких внутри сеньор и благородных донов, стиль, лучше всего определяемый словом «великолепный», в современности наиболее ярко воплощенный в творениях Кристобаля Баленсиаги. Его платья были вне времени, и, становясь старше, не становились хуже. Баленсиага был не только модельером, но и инженером, конструктором, следуя своему принципу «Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля».
Он кроил так, что расход ткани был оптимизирован до сантиметра, утюжил, сам шил некоторые модели для показов (как правило, в каждой из 93 коллекций было одно черное платье от начала до конца сшитое его руками).
Баленсиага работал с плотными, жесткими тканями, точно сажал подкладку, не обуживая платье, но явил миру нежные женские запястья, укоротив рукава. Цвета его не были инновационными - традиционный испанский стиль: много черного, чуть меньше коричневого и бутылочно-зеленого, редкие вкрапления лилового и красного. Баленсиага подавал женщину, а не одежду: платье, хоть и украшенное шлейфами, драпировками, кружевом и воланами, состояло у Женщины на службе и подчинялось ее приказам!
Его завоевания: платье-футляр и платье-рубашка, платье-мешок и платье с завышенной талией, юбка-бочонок и жакет с объемной спинкой, стили «ампир» и «бэби-долл».
Баленсиага создавал коллекции в пику другим дизайнерам (даже показываться предпочитал через месяц после них), но именно его модели становились популярными.
Лист клиенток Баленсиага будет неизменно совпадать со списком самых хорошо одетых женщин в мире, большинство из которых, к тому же, королевской крови: королевы Испании и Бельгии, герцогиня Виндзорская, принцесса Монако Грейс, 4-кратно замужняя великолепная Мона фон Бисмарк, признанная икона стиля. Шанель безусловно права: чистота линий и идеально взвешенные пропорции не могут выйти из моды. Туалет от Баленсиага - вещь столь же не умирающая, как испанский женский характер.
Это женственность не феи, но Королевы! Женственность, поступь которой величественна, сдержанна и горда. Платья Баленсиага не надевают, в них - облачаются... Дополненные небольшими жемчужными сережками и простой цепочкой, все еще прекрасны, как «старые деньги».
Баленсиага на 100 % владел своим домом моды, и закрыл его в 1968 году по своей воле. А в 1998 году, весеннее-летней коллекцией, дом возродился в руках молодого Николя Гескьера.
Любопытно, что второе главное лицо на сцене испанской моды, Пако Рабанн, был сыном портнихи дома «Баленсиага».
В 1965 он вывел на сцену манекенщиц с «марсианским» гримом в пластиковых платьях.
И без других, ранее не характерных для мира моды, материалов, не обошлось: отлитые по фигуре платья из металлических частей, бумажные платья, голографические провокации... Рабанн верит, что рано или поздно каждая женщина будет просыпаться, и брать тюбик с жидким металлом, сама нанося на свое тело костюм, пока же использует в качестве материалов металлические пластины и нити, винил, а плоскогубцы и паяльная лампа заменяют ему иголки и нитки. Насчет мест, в которые можно носить его концептуальную одежду (на подиум) и в которые нельзя (во все остальные) Рабанн не обольщался: его первая коллекция так и называлась «12 экспериментальных и не годных к носке моделей из современных материалов». И в то же время, мода Пако Рабанна - свежее и стремительное течение, сумевшее удивить модницу-Европу и заставить себя уважать и копировать...
Вот такие они: два испанских дизайнера, бескомпромиссно начертившие свою страну на карте мировой моды.
Такие разные.
Кира Кратная