Даже у человека, несведущего в дизайнерских откровениях и особенностях кроя, при словах «итальянская мода» возникают четкие приятные ассоциации. Итальянская мода - это яркие и легкие ткани, это хриплый голос Челентано из динамиков белого кабриолета, это бокал мартини с кусочком тирамису, это стиль, менее подверженный условностям, чем французский, но ничуть не менее элегантный.
Кому же мы им обязаны? Людям, которые больше всего ценят свою свободу самовыражения, свое свободное время (только попробуйте нарушить сиесту!), свой комфорт, а именно...
- Армани, который предложил надевать твидовый пиджак с кожаными джинсами или брюками из денима, и первым решился на более доступное «от кутюр» для молодежи - линию «Эмпорио Армани» по невысоким ценам;
- Лауре Бъяджотти, которая ввела в светский обиход удобную и тактильно-приятную вечернюю одежду из кашемира и трикотажа;
- Валентино Гаравани, стиль которого заслужил определение «дольче мода» за модели с изысканной вышивкой и женственные платья безупречных пропорций;
- Джанни Версаче, заявившему, что «от кутюр», предназначенный равно как для женщин, так и для мужчин, может быть не только элегантным, но и сексуальным;
- Гуччи, который, начав с производства элегантной обуви и кожаных аксессуаров, не побоялся в 90-х пригласить американского дизайнера Тома Форда, и совместить в своей марке респектабельные сумки и ремни с яркими и демократичными моделями одежды;
- Дольче и Габбана, первыми предложившими просвечивающие мини-платья и вышитые джинсы, модельерами, ставшими лидерами продаж после коллекции по мотивам итальянского кино периода неореализма и обладателями чуть на самой подделываемой в мире торговой марки;
- фирме «Макс Мара», начавшей с анонимного дизайнерского бюро, в котором в разное время работали в будущем знаменитые Лагерфельд и Кастельбажак, обладателю бренда «Марина Ринальди», создателю элегантных, добротных, прекрасно подходящих для офиса, и, тем не менее, комфортных пальто и костюмов из твида и кашемира.
Перечислять можно бесконечно и практически каждое имя в итальянской энциклопедии моды будет отмечено ярким и оригинальным дизайном, своеобразной философией стиля, неизменно сходящейся с другими лишь в одном: «Красиво жить не запретишь!» « Но и не научишь!» - добавим мы и будем неправы. Педагогического таланта в преподавании предмета красивой жизни итальянским дизайнерам не занимать. Превосходные курсы могли бы нам прочитать и Розита Миссони, названная «королевой трикотажа», и Франко Москино, слегка иронизирующий над высоким стилем, и, тем не менее, следующий его канонам в той части, которая касается шикарных провокаций. Чего стоят только шляпы в виде вешалки или модели самолета! Дом Прада пошел по пути Гуччи: начав с высококлассных кожаных аксессуаров, перешел к коллекциям одежды в стиле итальянского минимализма. Маркиз Эмилио Пуччи - признанный маэстро яркой геометрии, а Нина Риччи - адвокат зрелой женской красоты, облекающий ее в вещи классические, строгие, значительные, призванные не скрыть «элегантный возраст», но доказать ряд его неоспоримых преимуществ.
Нужно отдать дань восхищения и Эльзе Скъяпарелли - автору «шокирующе-розового», мешочных и жатых тканей на подиуме, и Сальваторе Феррагамо, величайшему «обувщику» планеты, который придумал танкетку, пробковую обувь, «невидимые туфли» с креплениями из лески. А белые, сливочные, цвета чайной розы меховые манто Фенди, ставшие в последнее десятилетие фетишем у московского бомонда, перед этим покоились на плечах принцессы Дианы, Мадонны, и других голливудских и европейских «кон стиля».
Хотя итальянский стиль, по сути, не гонится за социальным статусом. Он не состоит на службе у общества, а подчиняет общество себе, создавая модели одежды и обуви, становящиеся предметом желания. Итальянская мода вышла на большую мировую арену, казалось, навсегда поделенную между Англией и Францией только в середине 20-го века, но сделала это так легко и красиво, что не оставила сомнений в своем превосходстве. А уж что касается итальянской обуви , здесь очевидно просматривается планида, начинающаяся с формы материка и 23 видов обуви у древних римлян. Итальянская мода - изящна, красочна, и чуть легкомысленна. В степени как раз достаточной, чтобы облагородить «даму полусвета», и сделать очаровательно-кокетливой настоящую леди.
Кира Кратная