Дизайнер Том Форд как-то отметил принципиальное различие между образами Gucci и Yves Saint Laurent: женщина Gucci знает, чего хочет, и без стеснения показывает это, а женщина Yves Saint Laurent предпочитает откровенности изысканную пытку недосказанности. Будучи американским дизайнером, «человеком со стороны», в свое время создававшим коллекции и для Gucci, и для YSL, Том Форд абсолютно верно передал ключевое различие между традициями французской моды и моды итальянской.
Будучи основоположником индустрии моды вообще, Париж до сих пор прочно удерживает звание законодателя мировой моды и, вероятно, вследствие этого опирается на классическую элегантность и женственность, на которых строились первые коллекции признанных гениев моды - Мадлен Вионнет, Коко Шанель, Кристиана Диора . Эти легендарные модные бренды пережили мировые войны и сменили множество дизайнеров, однако до сих пор следуют однажды установленным традициям. Незыблемость их новые дизайнеры Chanel, Dior, YSL соединяют с элементами новаторства - Карл Лагерфельд, к примеру, регулярно создает стильные интерпретации классического элегантного жакета, придуманного Шанель, а Джон Галльяно превращает женственность традиций Кристиана Диора в нечто невероятно зрелищное. Стефано Пилати, несколько лет назад возглавивший дом Yves Saint Laurent, продолжает воплощать видение женщины самого Сен-Лорана - всегда элегантной, сильной, властной, уверенной в себе.
Главная тема, красной нитью проходящая через коллекции практически всех итальянских дизайнеров - чувственность и соблазнительность, в воплощении которых в одежде итальянские бренды достигли невероятного успеха. Итальянская мода - это искусство соблазнения, воплощенное в роскошных тканях, мягко облегающих тело, смелом крое, ярких, иногда почти кричащих оттенках цвета, подчеркнутых часто контрастными сочетаниями. Будь то экзотическая роскошь Роберто Кавалли или классическая сексуальность Versace - традиция итальянской моды, по большому счету, абсолютно узнаваема.
С точки зрения яркости цветовой палитры как одной из ключевых характеристик итальянских коллекций весьма интересен подход миланских дизайнеров к созданию новых моделей в пост-кризисную эпоху: для итальянской моды яркие цвета стали своеобразным гимном нового оптимизма, как в свое время таким символом стала коллекция Диора New Look. Не говоря уже о таких любителях играть на контрастных цветовых сочетаниях, как Dolce & Gabbana с его черным и розовым или Versace с яркими и роскошными, почти драгоценными оттенками, в новом весенне-летнем сезоне 2010 даже - даже! - Джорджио Армани решился выпустить на подиум моделей в необычайно ярких ансамблях красного, оранжевого и розового цветов, хотя в течение многих сезонов оставался верным по-французски элегантной палитре классических серого и черного цветов.
Примечательно, что французская модная традиция при всем своем стремлении к классической элегантности на протяжении почти века сохраняет и звание авангардной - начиная от Коко Шанель, в свое время революционизировавшей мир моды своими женскими костюмами, и Мадлен Вионнет, противопоставившей классическим «жестким» стандартам новую мягкость драпировки. Именно поэтому сегодня в Париже демонстрируют свои коллекции признанные авангардисты индустрии моды - Йоджи Ямамото, британские бунтари Вивьен Вествуд и Александр Маккуин, Джон Галльяно и новый enfant terrible британской моды Гаррет Пью.
Если Париж в свое время стал - и продолжает оставаться - основоположником революции в моде, то Милан, в свою очередь, со своим очевидным пристрастием к гламуру , стал практически символом гламура современного. Не так давно Донателла Версаче в очередном интервью заявила, что именно Джанни Версаче в свое время «изобрел» наряды для красной дорожки, начав одевать голливудских знаменитостей практически в массовом порядке. Быть может, заявление возглавляющей сегодня знаменитый итальянский дом Донателлы и звучит претенциозно, однако современные реалии доказывают его полностью: роскошные наряды от итальянских дизайнеров мелькают на красной дорожке куда чаще, чем творения французских кутюрье.
Татьяна Смирнова