Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином - Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес (примерно так же, как в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия в России расплодилось множество кооперативов, производящих различную бытовую мелочь). Вот только не каждый крестьянский бизнес разрастался так, как предприятие, основанное Иваном Лабзиным, а уж тем более - далеко не каждый приобретал такую славу.
В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в «Торговый дом Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки.
Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павлово-посадского платка. Обычный рисунок павлово-посадского платка - от крупного по краям к мелкому в центре. По углам - крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами (тем не менее, даже самые мелкие части орнамента тщательно прорисованы).
Число тонов в рисунке от 10 до 18, может доходить до 30. Не удивительно, что павлово-посадские платки отличаются удивительнейшей красочностью. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность.
Такое великолепие павлово-посадского платка было основано на искусстве резчиков набойных досок (с них на ткани печатался рисунок) - ведь нужно было изобразить не только крупные, фактурные узоры, но и мельчайший орнамент центра платка, что требовало незаурядного мастерства. Не последнюю роль играло и мастерство колористов-набойщиков. Каждый цвет (вспомните - до 30!) печатался с отдельной доски.
Издавна знаменитый рисунок павлово-посадских платков - это цветочные букеты и гирлянды. У индийских кашемировых шалей, приобретших популярность в Европе во времена Наполеона, мастера Павловского Посада позаимствовали орнамент «турецкие огурцы». Излюбленные цвета фона павлово-посадских платков - белый, черный, красный, темно-синий и вишневый (цвета, традиционно ассоциирующиеся с роскошью).
После 1917 года искусство изготовления набивных шерстяных платков с великолепным узором угасло. Видимо, советская власть считала, что Россия вполне может обойтись и без роскошных павлово-посадских платков, зато остро нуждается в хлопчатобумажных тканях с набивным и печатным узором. Но после второй мировой войны в Павловском Посаде вновь начали изготавливать знаменитые многоцветные платки, применяя ручную набойку.
В конце 50-х годов прошлого столетия появились современные печатные машины, техника фотопечати, и с тех пор в Павловском Посаде изготавливается совсем немного платков ручной набойки. Но даже тиражированные платки, изготовленные с помощью современных методов печати, сохраняют традиционный павлово-посадский колорит: роскошь расцветки и точность рисунка.
На фабрике сложилась авторская школа создания платочных рисунков (единственная в мире, ну так и Павловский Посад с его платками - тоже единственный в мире). Художники, работающие на предприятии - члены Союза художников и Союза дизайнеров. В 1981 году они были удостоены Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, а в 1999 - Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Ряд художников, работающих над созданием рисунков павлово-посадских платков носят звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Это настоящие ветераны платочного производства, люди, которые не просто поддерживают «на плаву» старинное искусство, но делают его современным и актуальным, сохраняя прежний колорит и добавляя павлово-посадским платкам славу.
Современные павлово-посадские платки изготавливаются не только из шерсти (тонкой и высококачественной), но также из шелка и хлопка. Кроме платков выпускается большой ассортимент шалей и шарфов (всего более 200 наименований в ассортиментном перечне Павловского Посада). Всю эту продукцию можно узнать безошибочно - даже самые современные рисунки выполнены в традиционном стиле Павловского Посада: многоцветные, яркие, с филигранной проработкой деталей.
Может быть, популярности павлово-посадских платков способствует то, что один из ее основателей был самым настоящим святым. Василий Грязнов (тот самый, который участвовал в основании «Торгового дома Яков Лабзин и Василий Грязнов», живший в 1816-1869 гг.) был канонизирован в августе 1999 года Русской Православной церковью в лике святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский. Не удивительно, что искусство изготовления павлово-посадских платков обладает высокой духовностью. Без нее просто не создать уникальные рисунки, делающие продукцию фабрики популярной во всем мире.
София ВАРГАН