Модные показы современных дизайнеров - это не только демонстрация стильных коллекций одежды, но и явление, наполненное порой смыслами социальными и политическими: стоит вспомнить хотя бы Вивьен Вествуд, едва ли не каждый показ которой превращается в социальную демонстрацию. Порой, однако, дизайнеры, пытаясь через коллекции и показы донести какую-либо социальную или политическую идею, перебарщивают, превращая все действо в конфуз.
Так, например, берлинский дизайнер Патрик Мор совсем недавно, в рамках июльской Недели моды в Берлине, решил напомнить всему миру о проблемах бездомных, выпустив их на подиум. Наряду с профессиональными моделями одежду из новой коллекции Патрика демонстрировали настоящие бездомные с улиц. Для того, чтобы модели не слишком отличались от бездомных, визажисты показа вынуждены были разрисовать их лица зеленой глиной, создавая эффект грязи.
Бездомными Парижа вдохновился и дизайнер Джон Галльяно в 2000 году. Галльяно выпустил на подиум моделей в сигаретных ожогах, рваной одежде, синяках и грязи, а в качестве декораций использовал уличный мусор - старые газеты и пустые бутылки. Несмотря на более чем эпатажный декор, коллекцию Галльяно, в отличие от Мора, критики назвали «гениальной» - видимо, сказался авторитет кутюрье.
Британский дизайнер Александр Маккуин в 1993 году, еще обучаясь в колледже моды Central Saint Martins, представил весенне-летнюю коллекцию под названием Nihilism. Показ Маккуина оказался шокирующим: черпая вдохновение в серии деформированных манекенов, созданных знаменитыми лондонскими скульпторами Chapman Brothers, дизайнер покрыл грудь своих моделей кровью (разумеется, фальшивой) и обернул их тела пластиком. Публика сходства с манекенами Chapman Brothers не уловила, решив, что скандальный дизайнер попросту решил напомнить об ужасах мастэктомии.
Японский дизайнер Рей Кавакубо, известная своими более чем неординарными творениями, в 1995 году выпустила коллекцию мужской одежды Comme des Garсons под названием Sleep. На здоровый сон коллекция походила меньше всего: демонстрировали ее на подиуме модели с бритыми головами, в пижамах в «тюремную» полоску и шерстяных свитерах с номерными повязками на рукавах. Время для создания коллекции Рей выбрала абсолютно неудачное: модные критики сразу же вспомнили о том, что 1995 год стал 50-летней годовщиной с момента освобождения нацистских концентрационных лагерей, и коллекция Sleep с точки зрения продаж оказалась абсолютно провальной: мужчины не хотели примерять на себя приписанный коллекции критиками образ жертв концлагеря.
Карл Лагерфельд решил подчеркнуть поэтику своей коллекции 1994 года самым прямым образом, украсив наряды строчками из поэзии. Выбрав для украшения нарядов не творения родных французских поэтов, а мусульманскую экзотику, Лагерфельд, как оказалось, совершил большую ошибку - поэтические строчки на деле оказались изречениями из Корана, цитирование которого французским кутюрье, да еще и на одежде, вызвало негодование мусульманской общественности. В результате Карл Лагерфельд был вынужден не только принести публичные извинения , но и уничтожить все платья, фотографии с показа и негативы.
В 1998 году дизайнер Хуссейн Чалаян попробовал привлечь внимание к проблеме одежды мусульманских женщин самым недвусмысленным образом, выпустив на подиум 12 моделей в одной только полупрозрачной парандже на обнаженное тело. Многочисленные дебаты по поводу прав мусульманских женщин, в которых принимал участие Чалаян, заставили модных критиков воспринять модный показ серьезно, хотя коллекция с точки зрения практической ничего собой не представляла, нося лишь символическое, социальное значение.
Дизайнер Энн Софи Бэк в своей коллекции сезона осень-зима 2008 высмеяла многочисленных любителей желтой звездной прессы. Темой показа стал анти-гламур , воплощением которого звезды становятся на утро после очередной громкой вечеринки: стринги, обернутые вокруг бедер, футболки с принтами, напоминающими крупные, пикселизованные снимки папарацци, которыми изобилует желтая пресса, мужские пиджаки на полуголое тело моделей.
Татьяна Смирнова