Появлению в женском гардеробе чулок, этого признанного символа женской соблазнительности, современные женщины обязаны средневековым рыцарям. Если сегодня чулки считаются деталью гардероба исключительно женской, то в XII-XIII веках, наоборот, чулки носили только мужчины. Появление чулок в Европе связано с первыми рыцарскими походами - чулки британских и немецких рыцарей выполняли цель исключительно практичную, защищая ноги во время долгих переходов. Более того, уважающему себя рыцарю приходилось лично учиться вязать себе чулки. А сын легендарного Вильгельма Завоевателя Руфус, хотя и не участвовал в грандиозных завоевательных походах, носил такие дорогие чулки, что придворные поэты воспевали их в своем творчестве.
В то время как мужчины вовсю пользовались преимуществами чулок, женщинам оставалось завидовать им втайне: чулки на женских ногах считались в Средневековье чем-то абсолютно неприличным. Лишь к концу XIV века дамы, наконец, получили возможность носить чулки; более короткая версия мужских чулок на женской ножке придерживалась круглой подвязкой. Прародительницей женских чулок стала Англия, благодаря которой женщинам, в отличие от средневековых рыцарей, больше не нужно было учиться вязать чулки самостоятельно - именно в Англии производство чулок стало серийным, и, более того, даже появились специальные вязальные школы для девушек из бедных семей, обучавшихся искусству вязания популярных чулок. Англия подарила миру и первую вязальную машину: история гласит, что молодой инженер Уильям Ли сконструировал ее в помощь своей возлюбленной-вязальщице. Впрочем, сам Ли извлечь выгоды из своего изобретения так и не сумел: после демонстрации всех преимуществ вязальной машины королеве Елизавете англичанину запретили заниматься организацией производства чулок - дабы не оставить без работы тысячи вязальщиц.
Нелегкий труд вязальщиц чулок облегчил спустя несколько десятилетий французский король Людовик XIV, с одобрения которого во Франции открылась первая в мире чулочная фабрика. Вслед за ней масштабное производство чулок началось практически по всей Европе.
На протяжении нескольких столетий процесс создания чулок практически не менялся; из прямого полотнища раскраивались, а затем вручную сшивались чулки, носили которые и мужчины под короткими панталонами, и женщины под длинными юбками. В то время чулки совершенно не напоминали современные, лишь немного облегая ногу и отличаясь крупными заметными швами. Придворные дамы и мужчины носили чулки из шелка, а простолюдинам приходилось довольствоваться чулками шерстяными.
Очередная глава в истории чулок началась в XIX веке - с уменьшением длины женских юбок чулки превратились во вполне самостоятельную деталь гардероба. Благодаря изобретению новых вязальных машин и появлению искусственного шелка позволить себе чулки могли уже практически все женщины, порой отваживавшиеся надевать платья и юбки длиной лишь немногим ниже колена. В конце XIX века функцию подвязки, удерживавшей чулок на ноге, начали выполнять пояса, а сами чулки стремительно превратились в символ сексуальности, о чем в свое время упоминал даже Фрейд.
В XX веке производство чулок развивалось стремительными темпами; искусственный шелк заменил новый популярный материал - нейлон, и с конца 1939 года нейлоновые чулки - прочные, хорошо сидящие, плотно облегающие ногу - начали завоевывать гардеробы женщин всего мира. Объемы продаж нейлоновых чулок достигали десятков миллионов пар в год. Позднее и для нейлона была предложена альтернатива - в 1958 году его заменила лайкра, а за несколько лет до этого в продаже появились первые бесшовные чулки.
Конец эпохе грандиозной популярности чулок по всему миру положила, как это ни странно, женщина: британский дизайнер Мэри Куант, впервые предложившая женщинам надеть мини-юбки. Из-за юбок с экстремально высоким подолом производителям чулок пришлось переключиться на колготки, швы которых, в отличие от края чулок, не «выглядывали» из-под мини-юбки. А вскоре, наконец, и появление на улице с голыми ногами, без чулок или колготок, стало вполне распространенным явлением.
Татьяна Смирнова