Начало ХХ века было урожайным на всякого рода события и происшествия: началась первая мировая война, была уничтожена одна из крупнейших мировых держав - Россия, а ее место на карте занял СССР. Затем по миру покатилась волна депрессивных настроений, (это время так и назвали Великая Депрессия). Все эти факторы не могли не сказаться на модных тенденциях в одежде, макияже.
Мода 1930-х годов отличалась особым минимализмом и рациональностью, охвативший мир экономический спад внес свои коррективы в тенденции и развитие моды. Именно в 30-е особой популярностью стали пользоваться аксессуары: сумки, шляпки, перчатки. Теперь не надо было выдерживать весь ансамбль одежды в единой цветовой гамме, достаточно было подобрать в тон сумочку, перчатки и шляпку - и образ считался стильным и завершенным. Да и с цветовой гаммой аксессуаров долго разбираться не приходилось, общепризнанным летним вариантом был комплект белого цвета, а зимой черного или коричневого.
Силуэты 30-х годов характеризовались с одной стороны строгостью и консерватизмом, а с другой стороны нежностью и романтизмом. Большие отложные воротнички, рукава-фонарики, юбки, скроенные по косой - эти элементы подчеркивали женственность образа, придавали мягкость и подчеркивали красоту фигуры. Особую актуальность обрели геометрические рисунки на ткани - клетка, полоска, горох, они замечательно подчеркивали косой крой. Платья, скроенные по косой линии, облегали фигуру, словно вторая кожа.
Большой прогресс произошел и в области вечернего платья, начали появляться декольтированные, не только спереди, но и со спины, платья. «Писк моды» того времени - платья с открытой спиной, чтобы прикрыть оголенную спину, использовали различные накидки на плечи (болеро, жакеты).
Главным законодателем моды того времени, был конечно, Голливуд, кинозвезды того времени стали настоящими секс символами, популярность которых не угасает и в наши дни. Такие имена как Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд, их образы стали примером для подражания для многих представительниц прекрасного пола.
Модельеры того времени бросили вызов строгости и консерватизму моды 20-х. В 30-е все изменилось, во многом, благодаря усилиям, модного в то время, дизайнера одежды Эльзы Скьяпарелли. Она одна из первых начала вносить всевозможные аксессуары и элементы в одежду, так например, пуговицы могли выглядеть в виде кусочка сахара, или в виде пули. Будучи яркой представительницей направления сюрреализма (сверх реализма), Эльза стремилась воплотить в жизнь новые, еще неизведанные идеи и мысли. В ходе ее творческих экспериментов, рождались такие шедевры, как шляпка в виде ботинка, карманы в виде выдвижного ящика. Скьяпарелли не боялась экспериментировать с цветом, она смело соединяла несовместимые тона и оттенки и получала новые, сногсшибательные варианты: сочетание пурпурного и оливкового, бирюзового и виноградного. Ее одежда имела головокружительный успех в Голливуде, в то время как ее основной конкурент Габриель Шанель сочла работу с актерами утомительной.
Эльза Скьяпарелли стала знаковой фигурой того времени, ее неутомимая фантазия и неординарность рождали шедевр за шедевром. К середине 30-х годов она активно сотрудничала не только с американской Фабрикой Грез, но и Андре Бретоном, Сальвадором Дали, Жаном Кокто, Пабло Пикассо. Она была первой из кутюрье, кто стал организовывать рекламные фотосессии в музеях, именно Эльза превратила обыкновенный показ модной одежды в ослепительное шоу. Каждая очередная коллекция одежды от Скьяпарелли поражала своей неординарностью и даже провокационностью. Творениями Скьяпарелли вдохновлялись многие: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан Поль Готье, Biba, Франко Москино. Эльза во многом опередила время, ей удалось создать то, что было модным в 30-е годы, то, что вошло в моду только через полвека, то, что является модным и в наши дни.
В 30-е годы были необычайно популярны шляпки, особенно небольшие шляпки-таблетки из фетра, шляпки-клош, береты, соломенные шляпки, также пользовались спросом шляпы с огромным бортами. Многие модницы считали, что выйти в свет без сумочки, шляпки и перчаток - моветон. Самой популярной формой сумки стала сумка - конверт, которую необходимо было носить в руках.
С течением времени, мода 30-х годов менялась, вскоре на пике популярности оказался стиль милитари , а рукава - фонарики постепенно заменили накладные плечики, образ женщины становился более грубым, мужественным. Силуэты женских платьев стали более воинственными, с накладными плечиками любая барышня становилась могучей женщиной, в моду вошли короткие стрижки. Длина юбок с годами росла, чтобы следовать моде, многие модницы удлиняли свои юбки различными вставками и клиньями.
В СССР мода развивалась своим путем, несмотря на относительную «молодость» страны, уже пошло расслоение на партийную элиту и обычное население. В селах и деревнях, ввиду всеобщей бедности, в моде была одежда из просто обычного ситца с типичным индустриальным рисунком (трактора). Национальные мотивы напрочь искоренялись, народу навязывалось всеобщее равенство и равноправие. В городской среде, особенно среди лиц зрелого возраста в одежде можно было уловить отголоски НЭПа. Во времена новой экономической политики в страну успели ввезти современное швейное оборудование. Тенденции моды следовали западным, публиковались советские журналы мод, в продаже были даже французские издания с актуальными модными тенденциями одежды.
Не смотря на всеобщее увлечение мира аксессуарами и бижутерией , в СССР никто не увлекался этим, опасаясь гонений со стороны власти, в то время в стране нельзя был быть богатым, даже кольца обручальные изымали, так что об обилии аксессуаров и бижутерии речи быть не могло. В стране был строжайший дефицит всего, поэтому советские модницы постепенно отстали от мировых тенденций мод лет на пять, потому что для исполнения некоторых моделей требовалась ткань, которой в продаже не было. Щеголять в модных нарядах могли только жены партийных лидеров, а также приближенные к ним дамы (любовницы и фаворитки).
Марина Курочкина