Мода долго недооценивала комбинезоны, рассматривая их исключительно как практичную рабочую одежду. Действительно, соединение в одно целое брюк с «верхом» оказалось чрезвычайно функциональным, а множество карманов, которые традиционно присутствуют на комбинезонах, только усиливали «повседневность» этой одежды. О том, что комбинезон может быть истолкован и как наряд для торжественных случаев, дизайнеры начали задумываться сравнительно недавно.
Как таковые комбинезоны впервые появились еще в эпоху средневековья, и некоторые историки моды склонны считать, что их придумали алхимики, фокусники и шуты в цельнокроеных одеяниях выступать перед публикой было куда удобнее. В нарядах, которые с полным правом теперь можно назвать прототипами современных комбинезонов, бродячие артисты с легкостью выполняли любые акробатические трюки. А алхимики предпочитали подобную одежду потому, что, как им казалось, она упорядочивает внутри тела потоки энергии, необходимые для занятий магией. Несколькими столетиями позже комбинезоны обосновались в детских гардеробах: так, во Франции в XVIII веке аристократы завели моду наряжать своих малышей в подобия комбинезонов, сшитые из яркой атласной или шелковой ткани. Собственно, в рабочие костюмы комбинезоны догадался превратить только знаменитый Леви Страусс - основатель джинсового брэнда Levis. Это произошло в семидесятые годы XIX века. Страусс шил их из крепкого и надежного денима, и штаны с нагрудниками сразу завоевали невероятную популярность среди сотен тысяч американских рабочих и фермеров.
Военная тема
Особенно востребованными оказались комбинезоны во времена первой мировой войны. Правда, составляющей военного обмундирования они стали не сразу, но известно, что в 1916 году их носили женщины, работавшие на британских оружейных заводах. А когда началась гражданская война в Испании, то комбинезоны стали своего рода униформой для солдат Коммуны. Затем удобную и практичную одежду облюбовали и воздухоплаватели.
Во время второй мировой войны комбинезоны входили в экипировку как советской, так и немецкой армии. Появились даже специфические разновидности военных комбинезонов - для танкистов, для авиаторов, для парашютистов - за последними даже закрепилось название «прыжковые». Для выполнения особых задач разведки стали шить полевые армейские комбинезоны в камуфляжных расцветках.
Свои коррективы в историю комбинезона внесла и советско-финская война. Поскольку многие операции происходили в зимнюю пору и в заснеженных местах, то появилась необходимость в камуфляжных комбинезонах белого цвета. Затем у бойцов Красной Армии появились и двойные комбинезоны: снаружи зеленые, а изнутри белые, и надевать их можно было и так, и этак.
«Кэтсьют» для Бэтмена
Мода не скинула со счетов комбинезоны и в мирное время. Примерно с пятидесятых годов XX века его стали пропагандировать как универсальную одежду для занятий спортом и. в частности, его зимними видами, а также незаменимый элемент детского гардероба. Поскольку возможности легкой промышленности к этому времени значительно усовершенствовались, то для пошива комбинезонов стали использовать эластичные и водонепроницаемые материалы - латекс, болоньевую ткань и так далее.
В начале семидесятых братья Жерар и Патрик Парьянт основали в Париже брэнд Naf Naf, и, возможно, его будущий ошеломительный успех во многом был определен тем, что с самого начала торговая марка предложила клиентам симпатичные комбинезоны.
Немногим позже на мировые экраны вышел знаменитый американский фильм «Бэтмен» возвращается, где главный герой был одет в эластичный цельнокроеный костюм, выгодно подчеркивавший его атлетическое телосложение и получивший название «кэтсьют». С легкой руки западных модных журналов выражения «комбинезон» и «кэтсьют» стали синонимами.
В третьем тысячелетии благодаря креативным поискам дизайнеров комбинезоны приобрели дополнительное звучание - их превратили в романтические и весьма женственные наряды, которые вполне можно поставить в один ряд с вечерними и коктейльными платьями . В сезоне весна-лето 2010 комбинезон был настоящим хитом, и эта тенденция продолжилась и в концепции сезона осень-зима 2011: их сделали настоящими «изюминками» своих новых коллекций Cynthia Steff, Jean Paul Gaultier, Cynthia Rowley, Calvin Clein, Bottega Venetta, Vena Cava, Preen и многие другие.
Светлана Усанкова