История обуви насчитывает несколько тысячелетий - впервые она появилась еще за 8 тысяч лет до нашей эры. За прошедшие века мода на обувь вместе со стилями и материалами менялась сотни раз - не удивительно, что за всю историю обуви человечество неоднократно придумывало обувь по-настоящему экстравагантную.
10. Окобо
Япония, XVIII век - наши дни
Задолго до наступления эры семидесятых с ее модой на обувь на высокой платформе японские майко, ученицы гейш, носили окобо - сандалии на высокой деревянной платформе. Окобо были обувью не столько модной, сколько практичной: высокая платформа обеспечивала сохранность очень дорогих кимоно, в которых обряжали майко, и полы длинной одежды не соприкасались с грязной землей.
Окобо, традиционная японская обувь, изготавливается из цельного куска дерева, формирующего подошву. Обычно дерево для такой обуви не обрабатывалось, однако летом майко носили окобо из черного лакированного дерева. Высота платформы окобо достигает 14 сантиметров, причем в куске дерева, образующего платформу, вырезаются специальные полости, из-за чего при ходьбе в окобо раздается характерный звук. Фактически само название обуви «окобо» звукоподражательное - такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе. Верхняя часть обуви максимально проста - V-образный ремешок или лента, удерживающая окобо на ноге. Цвет ткани зависит от статуса майко: к примеру, только начавшие свое обучение майко носят красный цвет, а девушки, почти завершившие свое обучение - желтый.
9. Мужские туфли на каблуках
Европа, XVIII век
Туфли и чулки стали важной частью мужского гардероба в начале XVIII столетия, когда в моду вошли бриджи, а в центре внимания внезапно оказались ноги. Не удивительно, что мужчины принялись подчеркивать ноги с помощью дорогих, изысканных чулок и туфель. Сам Людовик XIV был большим поклонником туфель на высоких каблуках с красными подошвами, которые делали его выше, чем на самом деле. Разумеется, вкусы французского короля копировали все окружающие, поэтому все аристократы Франции, а за ними и мужчины всей Европы, сменили традиционные башмаки на куда более изысканную обувь на каблуке, украшавшуюся декоративными лентами и пряжками.
8. Кабкаб
Ливан, XIV - XVII века
Сандалии на деревянной платформе, или кабкаб, некогда были самой распространенной обувью у жительниц Среднего Востока: подобную обувь надевали, выходя на залитые грязью и нечистотами улицы, или собираясь в баню, чтобы не обжечь ноги об горячий пол. Популярность кабкаб не зависела от сословий: бедняки носили обувь простую, деревянную, а богатые женщины - сандалии, изготовленные из узорчатой кожи или шелка и украшенные перламутром. Само название «кабкаб» звукоподражательное: такой звук издавала обувь при ходьбе по мраморным полам. Специально для свадебной церемонии деревянную обувь полностью покрывали серебром или миниатюрными орнаментами из серебра. Свадебные кабкаб были намного выше, чем обычная обувь: поскольку многие невесты были еще маленькими девочками, их небольшой рост компенсировала высокая, порой доходящая до 60 сантиметров, платформа. На Востоке кабкаб носили исключительно женщины, однако в банях самые простые сандалии надевали и мужчины.
7. Берестяная обувь
Финляндия, середина XX века
В начале XX столетия плетеную из бересты обувь женщины носили ежедневно - в качестве основной обуви, выстилая ее внутреннюю часть мягкой тканью, или же в качестве защитной обуви для куда более дорогостоящих кожаных туфель. Хотя основным материалом для изготовления такой обуви служила кора березы, иногда для ее плетения применялись кора липы или тополя. Помимо Финляндии, подобную плетеную обувь носили в Норвегии, Швеции и России - правда, такая обувь была совсем недолговечной и зачастую разваливалась уже через неделю.
6. Котурны
Италия, 1580 - 1620 годы
Сегодня лишь в немногих музеях мира хранятся оригинальные котурны. Расцвет популярности этой обуви пришелся на эпоху Ренессанса, однако многие итальянские женщины носили котурны вплоть до начала XVII столетия. Как и японские окобо, итальянские котурны были обувью скорее декоративной, чем практичной - главной их целью было выделение обладателя такой обуви из толпы. Котурны не только делали свою владелицу выше на 18 сантиметров, но и были очень дорогими и экстравагантными.
«Драгоценные» туфли изготавливались из дерева и покрывались либо дорогим шелком, либо бархатом , украшались кружевом и декоративными серебряными гвоздиками. Впрочем, ухищрения мастеров, изготавливавших изысканную обувь, чаще всего оставались незамеченными, поскольку женщины той эпохи носили длинные, до пола, платья, полностью закрывавшие котурны.