В мире моды иногда можно усидеть на двух стульях, и это можно продемонстрировать на примере карьеры Марка Джейкобса: открыв собственный бренд Marc Jacobs, он не ушел из престижного модного дома Louis Vuitton, а продолжает там работать креативным директором. Это, пожалуй, единственный случай, когда французская мода покорно следует за американским менталитетом. Во Франции Джейкобс даже был удостоен одной из самых высоких национальных наград - звания Кавалера искусств и соответствующей медали.
Мальчик из еврейской семьи, выросший в Нью-Йорке, Марк Джейкобс еще с раннего детства привык чувствовать себя особенным. Он никогда не считал нужным придерживаться общепринятых стандартов и канонов - ни в жизни, ни в творчестве. В конце 2009 года Джейкобс сыграл свадьбу с Лоренцо Мартоне. Он не устраивал шумных торжеств по этому поводу, но и не упустил возможности поведать о переменах в своей жизни по секрету всему свету. Их нетрадиционные отношения с Лоренцо уже давно воспринимались в модном мире как нечто, само собой разумеющееся: двое мужчин вполне могли понежничать на публике или позировать для журнальных съемок. Однако, уже в апреле 2010 года в интернете появились сообщения о том, что любовники расстались.
Прожигатель жизни
До Марка Джейкобса бренд Louis Vuitton отличался заметным консерватизмом. Нет, у него были свои преданные поклонники - солидные, респектабельные люди, предпочитающие добротные универсальные сумки. А новый креативный директор решил, что во главу угла нужно ставить вкусы молодежи, и в коллекциях LV сразу появились сумки с неоновыми лого и граффити, которые по заказу дизайнера выполнил японский художник-иллюстратор Такаси Мураками. Подобные фишки впоследствии Джейкобс начал использовать и в собственной линии сумок, которые сразу нашли множество поклонников во всем мире, несмотря на явно завышенные цены: они колеблются в диапазоне от одной до двух тысяч долларов.
Своих потенциальных клиентов Марк Джейкобс определяет как прожигателей жизни. По сути, он и сам такой: остроумный, насмешливый, исповедующий принцип «Пусть все говорят «нельзя», а ты знай, что все можно, если очень хочется».
Он не боится наряжать моделей в откровенно дурашливые и инфантильные наряды. При этом все его сумасшедшие идеи стабильно проходят на ура. За платьица с завышенной талией и яркими бантиками от Marc Jacobs поклонницы дизайнера готовы выложить суммы, едва ли не превышающие стоимость стильных и элитарных вещей от Prada или Gucci. Есть у Джейкобса и специально разработанная линия детской одежды . Она называется Little Marc. Особую известность в этой нише получили свитерки с надписью «Marc Who?».
Право быть свободным
Своими музами Марк Джейкобс провозглашает женщин, которых, пожалуй, представить в этой роли не догадался бы ни один кутюрье: Софию Копполу, Мег Уайт из White Stripes или Дакоту Фэннинг. О предполагаемой типичной покупательнице своих нарядов модельер отзывается так: «Она довольно молода, нестандартно мыслит, увлекается модой и искусством». Джейкобс вообще склонен считать, что стиль одежды человека - это показатель развития его интеллекта и широты взглядов. В частности, он не уверен в том, что его одежду смогут носить люди, не отличающиеся свободомыслием.
В свое время Джейкобс заложил в моде основы стиля гранж. Это произошло в Америке в начале девяностых, и общественность была возмущена выходками молодого кутюрье, незадолго до того удостоенного премии Американского совета дизайнеров. Прошли годы, прежде чем люди поняли, что гранж - это право быть свободным и не зависеть от модных канонов. Как говорит сам Марк Джейкобс, «мода - это вопрос денег, стиль - это вопрос индивидуальности».
В 2006 году бутик Marc Jacobs открылся и в Москве. После этого события дизайнер приезжал в Россию. Он оценил в россиянах умение одеваться оригинально, хотя в интервью популярному журналу позволил себе мягко покритиковать адептов гламура и посоветовал им хотя бы иногда «отрываться» от трендов. Ведь именно этот путь в свое время привел его к вершинам мировой моды.
Светлана Усанкова