На
протяжении столетий идеал женской красоты менялся неоднократно. Эти изменения
сказывались на характере женского костюма, и, в первую очередь, на его силуэте. Для достижения необходимого
эффекта, придания стройности фигуре или, напротив, создания иллюзии пышных
форм и использовались корсеты,
кринолины, турнюры. Разнообразие моделей этих непременных атрибутов дамских
туалетов XIX - начала XX века продемонстрируют экспонаты выставки. В их числе
редкие образцы, не имеющие аналогов в российских музейных собраниях.
11 марта 2011 года в 16.00 в Иоанновском равелине
Петропавловской крепости открывается выставка «Архитектура платья. Кринолины,
корсеты, турнюры». На ней представлено около 50 экспонатов из частной коллекции
Антона Приймака: кринолины, корсеты, турнюры 1880-1930-х годов производства
Великобритании, Испании, США; журнальные иллюстрации и рекламная продукция.
В экспозиции представлены дамские корсеты поздней викторианской эпохи, удлиненные корсеты S-образной формы времен короля Эдуарда VII, а также корсеты 1910-1930-х годов. На выставке демонстрируются и детские корсеты, произведенные в Испании в первой четверти ХХ века.
Мода на узкий силуэт с небольшим объемом сзади в 1880-х
годах повлекла за собой изменение формы кринолинов, использовавшихся в
сочетании с турнюрами различных вариаций. Вскоре кринолины были полностью
вытеснены турнюрами. Первоначально это были конструкции из металлических
пластин. Позднее турнюры стали изготавливать из стальной проволоки, а к первому десятилетию ХХ века они видоизменились
до плоских округлых подушечек с набивкой из конского волоса. На выставке можно
будет увидеть американские турнюры, выполненные
из стальной сетки, и английские турнюры из хлопчатобумажной ткани с мягкой
набивкой.
Также на выставке экспонируется накладной бюст (1890-1910, США) из хлопчатобумажной ткани, отделанной кружевом и шелковой тесьмой.
Иллюстрации из французских журналов La Mode Illustree, La Mode Pratique, La France Elegante et Paris Elegant Reunis, российских «Парижских мод» и «Журнала для хозяек»; испанского El Salon de la Moda дают представление о том, как выглядели дамские туалеты, в основе которых использовались каркасные конструкции, подобные представленным на выставке.
Дополняет экспозицию современный проект-фальсификация художницы Екатерины Ильиной «Антикорсет», который отражает отношение к использованию корсетов в XIX веке.