В 2009 году имя Ренаты Литвиновой с наслаждением склоняли на все лады ведущие церемонии «Серебряная калоша», регулярно отмечающие самые сомнительные достижения в области шоу-бизнеса. Ей совместно с режиссером постановщиком Александром Башировым «повезло» засветиться в номинации «Очень нужны деньги или Кидалово года» за слишком фривольную трактовку творчества Гоголя в спектакле «Записки сумасшедшего. Гипотеза».
Случайно или нет, но премьеру в питерском ДК им. Ленсовета тогда приурочили ко Дню дурака - 1 апреля. Критики потом отзывались о спектакле, как о тщательно продуманной «арт-провокации». Публика не поняла ни попыток представить сумасшедшим самого Гоголя, ни связи с композитором Олегом Каравайчуком, который был задействован в пьесе камео, ни появившейся на сцене певицы Земфиры в украинском национальном костюме. Зрители чувствовали себя обманутыми и требовали вернуть им деньги за билеты. Никто, разумеется, никому и ничего не вернул, а театральные обозрения спустя некоторое время разразились саркастическими репликами в адрес современных зрителей с дегенеративным мышлением и примитивными интересами вроде бутылки пива под просмотр очередного «комеди клаба». Экстравагантной и жеманной Ренате Литвиновой шокировать общественность было не в новинку. Если бы среди представителей российского бомонда периодически выбирали какую-нибудь «Мисс Эпатаж», то у Литвиновой на этом поприще наверняка бы нашлось немного конкуренток.
Отдельная от всех
Однажды Ренату Литвинову спросили, какой из стилей современного кино она предпочитает, на что последовал ответ: «А зачем надо быть в струе? Надо быть отдельно. Красивым водопадом. Или рекой. Или даже морем. Или небом. Или самолетом. Я себя ощущаю красивым серебристым самолетом». Свой собственный неповторимый стиль она стремится выдержать абсолютно во всем - и в сценариях, и в манере исполнения ролей, и в поведенческом имидже, и в стиле одежды .
Дочь московских врачей, Рената и в детстве была довольно своеобразным ребенком. Учеба в школе навевала на нее тоску и омерзение, единственной отдушиной оставалось кино - любовь к «запойным» просмотрам передалась от мамы. Семейная легенда гласит, что как-то раз Рената разбила вдребезги молотком кассету с непонравившимся фильмом. Называть кинематографический опус, вызвавший у нее столь резкие эмоции, Литвинова отказывается до сих пор.
Получив школьный аттестат, она поступила на сценарный факультет ВГИКа. Руководитель курса Исай Кузнецов вспоминал, что его сразу поразила жестикуляция девушки: «Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».
Дипломный сценарий выпускницы Литвиновой под названием «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» едва не провалился и вызвал у рецензента яростный негатив. Зато он очень понравился режиссеру Кире Муратовой. Та уже было вознамерилась снимать по нему фильм, но потом решила сначала раскрыть в Ренате актрису. Литвинова немного подумала и согласилась. «Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать самой Кире Муратовой - это было невозможно» - скажет потом она. Так были вызваны к жизни муратовские «Увлеченья».
Но настоящая всенародная известность пришла к Ренате Литвиновой после съемок в сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман», где она сыграла изнеженную красавицу Альбину Ворон - барышню аристократических кровей, непонятно каким образом попавшую в военный гарнизон. За эту роль она даже получила Государственную премию Российской Федерации в 2000 году, а двумя годами позже была удостоена звания Заслуженной артистки РФ.
Из жажды перевоплощений
Полнометражным режиссерским дебютом Ренаты Литвиновой стала сюрреалистическая драма «Богиня: как я полюбила». До этого фильма, вышедшего в 2004 году, весь ее режиссерский опыт сводился к документальной ленте «Нет смерти для меня» о судьбах звезд российского кинематографа Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой.
Кинокритик Александр Экслер высказывался о «Богине» как о «восхитительной бредятине». Он писал в рецензии: «Фильм представляет собой Ренату Литвинову во всем ее блеске: манерном, пафосном, истерично-шизоидном, умном, самостильном, ироничном и слегка издевательском. Именно так: все вместе и все скопом». И добавил: «Литвинову нужно беречь. Она у нас такая одна».
В откровениях перед журналистами Рената не раз заявляла, что считает себя очень позитивным человеком: «Есть гораздо более мрачные люди. Берут люди и зависают. Все время их пинаешь, пинаешь. Человек может захохотать на полчаса, а потом опять как в кому впасть. И таких людей много. Они как будто под какой-то инъекцией. А я женщина позитивная, вихревая. В падении тоже есть свой позитив. Не надо бояться этого. Даже в депрессию я люблю упасть на какое-то время, она бывает для меня питательной. А находиться все время в какой-то стабильности, в довольстве. Это, мне кажется, какой-то кусок мяса, а не человек. Человек должен страдать!»
Дабы не «зависать» и не становиться «куском мяса», Ренате Литвиновой необходимо постоянно выплескивать свою творческую энергию. От режиссерских и сценаристских работ она примерно с 2008 года несколько дистанцировалась, но компенсировала себе этот простой многочисленными актерскими выходами. 2009 год оказался для нее чрезвычайно плодотворным: Литвинова снялась у Виктора Гинзбурга в экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П», у Феликса Михайлова - в трагикомедии о травести «Весельчаки», у Сергея Боброва в историко-шпионском боевике «Приказано уничтожить! Операция «Китайская шкатулка», у Романа Качанова в «Псевдониме для героя», у Сергея Дебижева в приключенческо-авантюрной драме с рабочим названием «Сезон дождей», у не знающей отказов с ее стороны Киры Муратовой в «Мелодии для шарманки» и у Екатерины Гроховской в мистической комедии для детей «Волшебный кубок».
А еще она осваивает модные подмостки. Вместе с брендом ZARINA Рената Литвинова представила эксклюзивную линию женской одежды «весна-лето-2010». Жажда перевоплощений, испытываемая Ренатой, не знает границ, и, кажется, в рамках одного лишь кинематографа ей давным-давно стало тесно.
Светлана Усанкова