Нет на сегодняшний день другой знаменитой актрисы, которая бы в разные периоды своей жизни вызывала столь же противоположные эмоции у широких зрительских кругов, какие вызывала и вызывает Брижит Анн-Мари Бардо, всему миру известная как Брижит Бардо. Диапазон восприятия этой выдающейся актрисы, в своё время ставшая не просто секс-символом, а символом всей сексуальной революции, символом, с которого, по большому счёту, и началась сексуальная революция, чрезвычайно широк. Собственно, этот диапазон заложен в названии - действительно, точно так же, как в своё время почти все считали Бардо первой красавицей кинематографа, так сейчас почти все почитают её за главную «ведьму» Франции и всей Европы. В чём же причина такого резкого поворота в общественном мнении в отношении Бардо?
Чтобы попытаться разобраться, следует сначала понять, кем была Брижит Бардо для людей, живших в 1950-70-е годы. Родившись 28 сентября 1934 года в Париже в обеспеченной буржуазной семье (отец - крупный бизнесмен, мать - несостоявшаяся актриса), Брижит Бардо с раннего детства тяготела к творчеству, не уделяя внимание таким скучным занятиям, как усердная учёба в школе и тому подобное. Уже в возрасте 13 лет она прошла сложнейший отбор в Национальную академию танца (из 130 девочек лишь восемь сдали экзамен), где обучалась в течение трёх лет в классе русского балетного хореографа Бориса Князева. Но вскоре на горизонте замаячила более привлекательная, нежели танцевальная, карьера - в 15 лет по совету матери Брижит успешно попробовала свои силы в качестве фотомодели. Вскоре, в 1952 году, она начала и кинокарьеру, сыграв в картине «Нормандская дыра». И в том же году, в возрасте 18 лет, она вышла за начинающего режиссёра с русскими корнями Роже Вадима. Именно Вадим предоставил Бардо возможность стать символом целого поколения. Но сказка стала явью не сразу - в течение 4 лет, с 1952 по 1956-ой, Бардо снялась почти в двух десятках фильмов, ни один из которых не стал по-настоящему успешным. Но картина Вадима «И Бог создал женщину» (1956) с лихвой окупила все прежние второстепенные роли - благодаря этому фильму имя Брижит Бадо стало не просто известным, он стало нарицательным, а она из женщины и актрисы превратилась в явление. Нужны ли ещё комментарии, если, с одной стороны, изображение Бардо на одной из художественных выставок в Ватикане в 1960-х годах отождествлялось с грехом, а с другой, именно с Брижит лепили бюст национального символа Франции Марианны.
После 1956 года Бардо снялась ещё почти в 30 кинофильмах, закончив карьеру в 1973 году, в возрасте 39 лет, не желая показываться зрителя со свидетельствами старения на лице. К тому моменту и далее личная жизнь актрисы была постоянным объектом внимания прессы и давала всё новые и новые поводы для скандала. Брижит неоднократно была замужем: после развода с Роже Вадимом она связывала себя узами брака с актёром Жаком Шарье (от которого в 1960 году родила сына Николя), с немецким миллионером Гюнтером Саксом, с Берналем д'Ормалем (с которым продолжает жить с 1992 года по настоящий день). Нельзя не упомянуть и о громких романах Бардо с такими известными людьми, как Жан-Луи Трентиньян, музыкантами Сашей Дистелем и Сержем Гейнсбуром.
Однако «ведьмой» в настоящее время Бардо считают не из-за активной личной жизни - в конце концов, редкая звезда кино отличается скромностью и приверженностью к семейным ценностям. Прежде всего, общественность шокирует то, что Брижит Бардо выглядит как потрёпанная жизнью старая женщина, от былой красоты которой не осталось и следа. Ну, а другими причинами негативного восприятия актрисы стала её общественная позиция. Если описывать эту позицию одним словом, этим словом будет «радикализм». Бардо является радикальной защитницей животных. Она выступает против употребления животных в пищу, против использования меха для изготовления одежды, против содержания животных в неволе, в том числе и в зоопарках, за гуманное решение таких насущных проблем, как уменьшение количества бездомных собак (с помощью стерилизации, а не усыпления). При этом Бардо все эти благие цели пытается достичь со свойственной ей бескомпромиссностью, переходящей, по словам её противников, в фанатизм.
Ну и, конечно, главной причиной настороженно-негативного отношения к Бардо является нескрываемая ей радикальная политическая позиция. С конца 1980-х годов и по текущий момент французское правосудие неоднократно штрафовало Бардо за публичные высказывания (в интервью, в ходе публичных выступлений, в автобиографии), характеризуемые как «неполиткорректные». Бардо открыто заявляет, что её тревожит активное проникновение в Европу ислама и его носителей, ухудшение позиций традиционной христианской культуры, размывание французской нации за счёт притока «крови» из Африки и Ближнего Востока. Кроме того, Брижит занимает удивительную для современного шоу-бизнеса и гламура негативную позицию в отношении сексуальных меньшинств. Всего этого более чем достаточно для европейского общественного мнения, чтобы считать бывшего кумира ведьмой и изгоем «цивилизации».
При этом отчего-то ей отказывают в праве свободно высказывать своё мнение, не обращая внимания на то, что Бардо нигде не призывает к каким-либо насильственным действиям против тех же мусульман или гомосексуалистов, а просто выражает свою обеспокоенность ненормальностью, на её взгляд, сложившейся ситуацией. При этом многие акцентируют внимание на скандальности её акций в защиту животных, забывая о том, что её действия во многих случаях приносят положительный эффект. При этом, в конце концов, почему-то не говорят, что большинство женщин в 75 лет выглядят именно так, как выглядит в этом возрасте Бардо, а те кинозвёзды, что на седьмом и на восьмом десятке по-прежнему худы и без морщин, выглядели бы совсем по-другому без многочисленных косметических операций. Так что, может быть, не стоит торопиться со столь категоричным вердиктом, как «ведьма»? Может быть, рассмотреть вариант «несчастная женщина, лишённая настоящей семьи, эксцентричная, но честная»?
Александр Бабицкий