В 2004 году режиссер Мартин Скорсезе снял великолепную драму «Авиатор» с Леонардо ди Каприо в главной роли. Фильм, получивший пять «Оскаров», рассказывал о судьбе Говарда Хьюза - настоящего национального героя Америки и, пожалуй, самого нестандартного представителя сословия миллионеров. Его современники - Форд и Рокфеллер вызывали у соотечественников откровенную неприязнь, а Хьюз был всеобщим любимцем: о нем грезили все девушки, и его именем называли новорожденных сыновей молодые родители.
В детстве Говард Хьюз не отличался ни умением ладить со сверстниками, ни успехами в учебе. Одноклассники его дразнили, а учителей раздражала его чрезмерная застенчивость. Дошло до того, что мальчик просто стал бояться общения с людьми, и его регулярно одолевали нервные срывы вперемешку с депрессиями. Став юношей, Говард до того робел перед женщинами, что у него начинали дрожать колени, срывался голос, а лоб покрывался капельками испарины. Хьюз-старший, прославившийся в начале XX века на всю Америку своими техническими изобретениями, выражал крайнюю озабоченность тем, что его потомок никак не может стать «настоящим мужчиной» и готов был платить приличные суммы девицам легкого поведения за «содействие» в данном направлении. Но красотки презрительно отказывались от денег - они не могли ума приложить, как расшевелить этого инфантильного маменькиного сынка.
«Хьюз Геркулес»
Отец Говарда Хьюза, носивший с ним не только одну фамилию, но и одно имя, в свое время сумел сколотить неплохой капитал на удачном изобретении буровой установки. Он основал компанию Hughes Tool, специализирующуюся на обслуживании нефтедобывающих компаний, и вместе с несколькими миллионами долларов оставил ее в наследство Говарду-младшему. Отцовскими деньгами тот распорядился весьма своеобразно, начав их инвестировать в киноиндустрию и авиастроение. Ему едва исполнилось двадцать семь лет, когда он основал корпорацию Hughes Aircraft Corporation. Он стал самым молодым промышленником в авиационной отрасли экономики США. Его компания выпускала скоростные гражданские и военные самолеты, причем сам владелец с удовольствием занимался проектированием и техническим обоснованием летательных аппаратов.
Говард прославился своей транспортной летающей лодкой, сделанной из дерева и носившей название «Еловый Гусь» или «Хьюз Геркулес». Сложная конструкция имела вес в 136 тонн и размах крыльев в 96 метров. Правительство США рассчитывало, что выпуск таких же агрегатов Хьюз сумеет наладить для потребностей фронта в период второй мировой войны и даже выделило ему на изготовление плавающих самолетов тринадцать миллионов долларов. Но война закончилась, а заказ так и не был выполнен. Свой единственный полет «Хьюз Геркулес» совершил в ноябре 1947 года. Он поднялся в воздух на высоту чуть более двадцати метров и пролетел над гаванью Лос-Анджелеса. Затем он стал постоянным экспонатом музея Лонг-Бич в Калифорнии.
Меценат всея Америки
У Aircraft Corporation было и немало второстепенных проектов, связанных с игорным и рекламным бизнесом, фармацией, железнодорожными перевозками, государственными поставками, алкоголем и оружием. Правда, Говард не успевал вникать во все тонкости, и вместо него управлением дочерних компаний занимались компаньоны. Слабохарактерностью Говарда пользовались все, кому не лень. Он не был жадным, и легко соглашался на выплату всевозможных грантов и премий практически каждому желающему, особенно в тех случаях, когда его приглашали выступить в роли почетного мецената какого-нибудь многообещающего научного эксперимента. Бессовестно «доили» миллиардера и чиновники всех рангов: он без возражений оплачивал им дорогие круизы и карточные долги.
В то же время Говарду нравилось быть в центре всеобщего внимания, и время от времени он позволял себе экстравагантные выходки. В частности, мог публично поиздеваться над кем-нибудь из VIP-персон. Генри Форда острый на язык Хьюз обозвал безграмотным ирландским мужиком, а в отношении других магнатов высказывался как о людях с мошенническими наклонностями, неспособными делать деньги «чистыми руками».
Между тем, страсть к «чистым рукам» - в прямом и в переносном смысле - обернулась для него настоящей драмой. Дело в том, что в детстве любящая мама изо всех сил старалась воспитать из Говарда чистоплотного мальчика, а впоследствии патологическое стремление к чистоте переросло у него в серьезное психическое расстройство - патофобию. Хьюз мог дни напролет проводить в одежде, изготовленной в форме безвоздушного скафандра, или неделями сидел в стерильной барокамере, балуясь от вынужденного безделья алкоголем и наркотиками. Добровольное «гигиеническое» заключение, как правило, приводило к обратному эффекту - его, бледного, немытого и заросшего, в срочном порядке отправляли в клинику.
Из-за зацикленности на микробах и боязни подхватить какую-либо инфекцию Говард был избирателен в отношениях с женщинами, да и юношеские комплексы постоянно напоминали о себе. У него был роман с блистательной Бети Дэвис и некоторыми другими голливудскими актрисами, но он старался всегда держаться от них на расстоянии, и уж, тем более, ни одной красавице не удалось заполучить Говарда себе в мужья.
В зрелом возрасте Хьюз был одержим манией самоубийства. Он выбрасывался из высоток, резал вены, глотал яды и колол себе смертельные дозы различных препаратов. Но жизнь не хотела его отпускать - каждый раз находился какая-либо спасительная случайность. Великий авиатор и один из богатейших людей мира скончался в возрасте 71 года в тот момент, когда его пытались на самолете доставить хьюстонскую больницу. Огромное состояние Говарда Хьюза было поделено между его многочисленными дальними родственниками - простыми американскими служащими, учителями и мелкими лавочниками.
Светлана Усанкова