«Торгуют ли иллюзии холодильниками?» - такой вопрос в 1949 году задал своим читателям журнал Time. Ниже приводились размышления журналиста о тенденциях модельного бизнеса и небольшой рассказ о Лизе Фонсагривс, которую издание представило публике как «самую высокооплачиваемую и самую уважаемую модель в мире высокой моды». Еще бы: на обложке одного только Vogue фотографии с изображением Фонсагривс появлялись более двухсот раз.
Также она снималась для Vanity Fair, Harper`s Bazaar и многих других модных журналов. Не случайно до сих пор все, кому о чем-либо говорит имя Лизы Фонсагривс, называют ее не иначе как «первая модель с приставкой «супер». И кто бы мог подумать, что столь головокружительная карьера в мире моды могла начаться со случайной встречи в лифте. Какой-то незнакомый мужчина предложил ей поучаствовать в его фотосессии и продемонстрировать несколько различных дамских шляпок. Лиза даже не сразу поняла, шутит он или говорит серьезно. Дома она посоветовалась с мужем. Фернан Фонсагривс решил, что большой беды от такого мероприятия не будет. А уже через некоторое время ее фото публиковал Vogue.
Ценность семейных архивов
Будущая супермодель родилась в 1911 году в Швеции. С юности она танцевала в балетных труппах и супруга выбрала себе тоже из числа партнеров по танцам. Фернан Фонсагривс помимо хореографического искусства увлекался и фотографией. Он быстро смекнул, что на внешних данных красавицы-жены можно построить приличный семейный бизнес, оставил танцплощадки и основательно занялся фотоделом. Маленьким фотоаппаратом «Брауни» Фернан старался запечатлеть самые разные моменты из повседневной жизни Лизы: как она плавает в лодке, танцует, примеряет наряды, катается на лыжах или загорает на пляже. Он тогда и представить не мог, насколько огромной впоследствии окажется коммерческая стоимость этих фотографий. Когда несчастный случай приковал Фернана к постели, он разослал снимки из семейного архива по редакциям газет и журналов. Суммы присланных гонораров его просто ошеломили.
Перед профессиональными фотографами Лиза долго комплексовала. Но потом ей пришла в голову замечательная мысль: пользоваться во время фотосъемок навыками танцовщицы. Уж ими-то она владела в совершенстве. Но продолжала совершенствоваться и дальше: специально посещала Лувр и часами рассматривала статуи и картины для того, чтобы научиться красиво сидеть, стоять, улыбаться и при этом правильно держать руки.
Художник и муза
Но семейному счастью и творческому союзу супругов Фонсагривс однажды пришел конец. Их единственная дочь Миа заболела полиомиелитом. Семья как раз в этот момент путешествовала по Европе, и из-за болезни девочки Фернану и Лизе пришлось задержаться там на несколько месяцев. Дела мистера Фонсагривса пришли в упадок, и он принял решение закрыть мастерскую. Лиза ударилась в панику. Ей казалось, что с концом бизнеса мужа оборвется и ее модельная карьера. Она потребовала от него развода.
Супруги разъехались. Фернан поселился в Испании, где вскоре стал известным скульптором, а Лиза отправилась с дочерью в Америку, и там завязался ее роман с другим фотографом - Ирвином Пенном. В отличие от ее бывшего мужа, Ирвин считался в модных кругах не самоучкой, а настоящим профи. Они заключили брак, который оказался долгим и счастливым. Ирвин и Лиза составляли гармоничный творческий союз: он был мастером, художником, а она - его моделью и музой. Вдохновленная виртуозными фотографическими опытами мужа, Лиза тоже намеревалась переквалифицироваться в фотографы, но рождение сына Тома поставило точку на ее робких экспериментах.
Восхитительно долго
Модельная карьера Лизы Фонсагривс продолжалась достаточно долго - вплоть до конца пятидесятых годов двадцатого века. Подобных случаев история моды знает не так уж много. В браке с Ирвином Лиза прожила более сорока лет, до самой своей смерти в 1992 году. Культовый фотограф пережил свою супругу на семнадцать лет.
В одном из последних своих интервью Лиза Фонсагривс призналась: «Если бы мне пришлось начать жизнь заново, я бы ничего не стала в ней менять».
Любопытно, что «авторские права» сам термин «супермодель» приписывала себе американка Дженис Дикинсон, которая применила его по отношению к собственной персоне в 1979 году. В восьмидесятые годы он стал часто употребляемым и обозначал высшую ступеньку в модельном бизнесе. Под супермоделью подразумевалась высокооплачиваемая элитная модель, обладающая мировой известностью. Несомненно, пальма первенства в этом отношении принадлежала Лизе Фонсагривс, а никакой не Дженис Дикинсон. Ее аристократизм, красота, изящество и элегантность принесли ей всемирную славу и сделали ее легендой модного мира. И если бы она начала свой путь снова, его направление невозможно бы было изменить.
Светлана Усанкова