В октябре 2010 года в мировой прокат вышел фильм «Охота на ведьм», действие которого происходит в XIV веке. Главную героиню - девушку, обвиненную в колдовстве и связи с дьяволом, спасает от страшной участи быть сожженной на костре храбрый рыцарь в исполнении Николаса Кейджа. Однако в реальности подобные обвинения, как правило, имели совсем другой исход.
В чем причины?
Ведьмы, колдуньи, знахари существовали во все времена. Однако отношение к ним в древности было довольно лояльным. Преследованию подвергались лишь еретики, церковные отступники. И лишь с XV века начинается самая настоящая массовая расправа над «ведьмами» (а точнее, теми, кто был обвинен в колдовстве), продлившаяся более двух столетий. Считается, что определенным поворотным пунктом в распространении этого явления стала «ведовская булла» (папский документ), подписанная папой Иннокентием VIII, которая развязала руки инквизиции в борьбе с ведовством. Однако причины охоты на ведьм, охватившей Германию, Швейцарию, Францию, Шотландию, Англию, Италию, Испанию, гораздо шире и глубже.
Самая распространенная точка зрения - стремление католической церкви укрепить свое влияние в обществе. Кроме того, колоссальные изменения, происходящие в этот период - географические и научные открытия, оформление великих философских концепций, появление новых знаний об устройстве мира - не могли не оказать влияния и на сознание людей, которые привыкли объяснять все новое и непонятное вмешательством потусторонних сил.
Существуют и другие мнения о причинах появления охоты на ведьм. Так, например, говорится о стремлении мужчин сохранить и укрепить свое господство (ведь подавляющее большинство обвиненных в связи с дьяволом - женщины). Упоминается и патологическое женоненавистничество, присущее католическим священникам, которые были вынуждены принимать обет безбрачия - целибат.
Встречаются и совсем невероятные точки зрения. Например, согласно одной из них, охота на ведьм - это способ борьбы с бушевавшей в тот период проказой, поскольку традиционное описание ведьмы - горбатая, с многочисленными пятнами на коже, беззубая, морщинистая - вполне соответствует внешнему облику больных этой страшной болезнью. Однако жертвой расправ часто становились и молодые, красивые женщины, и даже маленькие дети, признаки проказы у которых отсутствовали.
Под «Молотом»
Охота на ведьм - явление не стихийное. Пытки и казни имели законное обоснование, поэтому и совершались не только инквизицией, но и светскими судами. Демонология даже превратилась в «научную» концепцию, изложенную в трактатах, самым заметным из которых стал «Молот ведьм» Иакова Шпренгера и Генриха Инститора. Здесь подробно описываются признаки, по которым ведьм можно отличить от обычных женщин, их злодеяния (падеж скота, неурожай, болезни и другие), шабаши и способы вступления в связь с дьяволом.
Кроме того, авторы предлагают «действенные» способы сбора доказательств против обвиненных в колдовстве, средства получения признания - пытки, виды наказания (самый частый из которых - сожжение на костре). Например, если подозреваемую бросить в воду, связав руки и ноги, и тело ее всплывет на поверхность - она признавалась ведьмой. Другой способ убедиться в ее виновности - найти на теле отметины дьявола (это могли быть, например, родинки или пигментные пятна), которые не чувствуют боли, когда в них впивается игла.
Разумеется, охота на ведьм процветала и благодаря доносам на соседей, знакомых или односельчан. Яркий пример - «Салемский процесс»1692-1693 годов. Несколько девочек-подростков начали вести себя странно - быстро впадали в истерику, жаловались на нарушения слуха и зрения. Это было интерпретировано как одержимость бесами, начались поиски виновных, в ходе которых в колдовстве были обвинены все, кто когда-либо ссорился с девочками или их родными. Итог процесса - сто пятьдесят обвиненных и двадцать две казни.
Современные «ведьмы»
В настоящее время термином охота на ведьм обозначают поиск врагов, часто не существующих. Так говорят, например, о преследовании евреев нацистским режимом или об эпохе сталинских репрессий. Между тем, даже в XXI веке в некоторых африканских странах признание человека связанным с дьяволом вполне может быть осуществлено в судебном порядке.
Например, в 2008 году жительница Саудовской Аравии была приговорена к смертной казни за колдовство, в 2001 - несколько аналогичных случаев зафиксировано в Конго и Танзании. И даже в США в 1999 году один из студентов университета Оклахомы был отстранен от занятий по обвинению в колдовстве. Сможет ли общество когда-нибудь достичь того уровня развития, при котором термин охота на ведьм будет употребляться лишь в переносном смысле - покажет время.
Дарья Цветкова