Социальные сети: общение без общения

14 Августа 2011

Социальные сетиСоциальным сетям еще нет и десяти лет от роду. Хотя первые эксперименты в этой области датируются серединой девяностых годов, уровень технического и технологического развития интернета пятнадцать лет назад не позволил социальным сетям развиться и оформиться в некое самостоятельное явление. А вот двухтысячные годы позволили - и благодаря этому примерно с 2003-2004 годов социальные сети, то есть интернет-сообщества людей, объединенных общими интересами, деятельностью, потребностями и имеющих возможность быстро обмениваться любой информацией, стали важнейшим атрибутом XXI века. Без социальных сетей уже невозможно представить себе жизнь современного человечества.

Социальные сети: связывают или разъединяют?

Идея о том, что интернет можно использовать не только для поиска информации, но и для общения, возникла уже в середине девяностых. Именно тогда появилась первая настоящая социальная сеть под названием Classmates.com, сайт был прародителем российской социальной сети «Одноклассники». Этот ресурс стал первым подобным массовым сообществом, объединив несколько сот тысяч человек. В течение нескольких лет Classmates и возникшие в подражание ему многочисленные подобные сайты выработали основные принципы организации социальных сетей: регистрация с созданием аккаунта с общими данными о себе и объединение по неким признакам или интересам.

Социальные сети стали развиваться довольно динамично в первую очередь благодаря интересу рекламного бизнеса к этому сектору информационного поля. Реклама в интернете уже развивалась семимильными шагами, а тут появились сайты, которые практически гарантировали каждодневное появление на них большого количества людей, потребителей рекламной информации. Однако по-настоящему знаковым и массовым явлением социальные сети пока не стали - понадобилось несколько лет, чтобы сформировалось новое поколение и пользователей интернета, и его активных деятелей, для которых глобальная сеть уже была естественной и неотъемлемой частью жизни. Социальные сети нового типа ринулись в бой в первые годы двухтысячных и довольно быстро втянули в сферу своего влияния огромное число людей, которые считали и считают онлайн-общение великолепной возможностью самовыражения.

Вместе с тем постепенно и неуклонно растет и число противников социальных сетей. Прежде всего, их аргументация заключается в том, что вырабатывается определенная зависимость от виртуального общения. Если увлечением форумами и компьютерными играми основная масса пользователей более или менее переболела, то вот социальные сети охватили все социальные и возрастные группы населения. Многие жертвуют своим временем и «живым» общением ради общения в социальных сетях. Ну и, конечно, никуда не деться от тех опасностей, которыми населен интернет - регистрация в социальных сетях требуют предоставления информации о себе, которая зачастую становится достоянием мошенников и злоумышленников, использующих ее в собственных целях.

Ну и что же, что «В Контакте» похожа на Facebook?

Ставший одним из главных кинособытий 2010 года фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть», похоже, окончательно закрепил за Facebook культовый статус - теперь многие полагают, что именно с него и начались все социальные сети. Это не так, однако именно с детища студента Гарвардского университета Марка Цукерберга началось настоящее нашествие социальных сетей на планету Земля. Цукерберг и его товарищи удивительным образом угадали основную тенденцию - сделать не узкопрофильную сеть, какими были предшественники (те же Classmates объединяли лишь по одному признаку, по признаку совместного обученпя в школе или колледже), а универсальную, в которой каждый человек мог бы найти своих единомышленников.

Разумеется, как и почти все истории успешного бизнеса, история Facebook - это довольно темная история: против Цукерберга подавалось несколько исков по обвинению в присвоении им чужих идей и концепций, в настоящее время с ним рядом не осталось почти никого из тех, кто с конца 2003 года создавал саму идею новой социальной сети. Facebook в настоящее время объединяет около 600 миллионов пользователей (каждый десятый житель планеты), стоимость компании оценивается в 60 миллиардов долларов, а Марк Цукерберг является самым молодым долларовым миллиардером в истории.

Кстати, в этом плане Цукерберг, несмотря на юный возраст (14 мая 2011 года ему исполнится только 27 лет) оказался куда дальновиднее создателей социальной сети MySpace, своего основного конкурента. Созданная одновременно с Facebook, а в стадии проекта разработанная Томом Андерсоном и Крисом Девульфом даже несколько раньше, MySpace примерно за год своего существования, к середине 2005 года, стала весьма популярным сайтом с впечатляющими темпами роста популярности. В перспективе доходы от данной социальной сети могли сделать и ее создателей миллиардерами - но Андерсон и Девульф в 2005 году не устояли перед предложением главы медиахолдинга Intermix Media Руперта Мердока и продали MySpace за 580 миллионов долларов. Мердок продолжил основную линию социальной сети, направленную в первую очередь на реализацию творческих способностей и потребностей пользователей, но при этом сделал существенную ставку на рекламный бизнес и на продвижение своих средств массовой информации.

Что касается российских социальных сетей, то обе крупнейшие сети, «Одноклассники» и «Вконтакте», имеют явно вторичный характер по отношению к своим американским прототипам. Как уже говорилось, «Одноклассники», запущенные в 2006 году Альбертом Попковым, стали запоздалой версией социальной сети Classmates, объединявшей людей по «ученическо-студенческому» принципу. Причем версией довольно неудачной - многочисленные недочеты этого сайта стали притчей во языцех (запрет на ссылки на интернет-сайты, проблемы с безопасностью личных данных и с защитой от спам-рассылок). «Вконтакте» (создатель Павел Дуров), также функционирующая с 2006 года, по своему дизайну и основным характеристикам является явным подражанием Facebook. Впрочем, и более прогрессивный характер изначального образца, и постоянные попытки функциональных нововведений, и существенная роль этого сайта в распространении информации обоснованно сделали эту социальную сеть самым популярным ресурсом России и постсоветского пространства.

Александр Бабицкий