Если вы увидите где-нибудь в парке или за городом двух или группу людей, которые, облачившись в диковинные доспехи и спрятавшись за деревянными щитами, лупят друг дружку всякими мечами, копьями, секирами, палицами и прочими железяками и деревяшками, не спешите вызывать милицию или санитаров из сумасшедшего дома. Скорее всего, вы наткнулись на любителей исторического фехтования.
Собственно историческое фехтование - это владение тем или иным историческим видом холодного оружия (или его массогабаритной копией) в технике и стилистике того времени, когда данный вид оружия был распространён и применялся во время боевых действий. И любителей помахать мечом и подставить свою буйную головушку, хоть и спрятанную под шлем, под чужой меч, очень условно можно разделить на две большие категории.
Первая категория это любители старины, знатоки истории. В большинстве своём это люди с высшим образованием, которым в школе или в ВУЗе привили любовь к истории, причём к истории в её военном ключе. Эти энтузиасты тщательно изучают по учебникам, монографиям, специализированным историко-археологическим журналам всё, что относится к вооружению различных исторических эпох (в подавляющем большинстве случаев это средневековые времена). Они в основном своими силами в свободное от зарабатывания денег время занимаются созданием своих доспехов и оружия. Контингент этот в основном среднего возраста и близкого к нему - создание идентичных историческим доспехов требует немало сил, умений, терпения, мозгов и материальных средств.
Вторая категория по возрасту куда моложе, это обычно молодые люди от 15 до 30, и движет ими, как правило, не любовь к истории, а любовь ко всяческим фэнтезийным литературным и кинематографическим творениям. В нашей стране их привыкли называть «толкиенистами», хотя подавляющее большинство их Толкиена толком, извините за тавтологию, не читали. Это юные и молодые ребята, которым хочется верить, что вся жизнь игра. А так как реальная жизнь с учёбой, работой и прочими прозаическими признаками существования к романизму как-то не слишком располагает, то такие вот мятежно-возвышенные натуры и ищут адреналина в схватках исторического фехтования. Тут вам и возможность разогнать кровь по жилам (учитывая, что минимальный вес полноценного средневекового снаряжения не менее 35 килограмм, разогнать кровь удастся точно), да и представить себя могучим героем из легенд об эльфах, троллях, орках, драконах и прочих созданиях, в существование которых не верит наука.
Если речь идёт о реальном историческом фехтовании, цель схватки в котором является победа одного из участников, то здесь мы имеем дело с дуэлью. Сходятся друг против друга два витязя (рыцаря, дружинника - кто кем нарядился) и по установленным каждым сообществом правилам выясняют, у кого рука крепче, взор острее, реакция быстрее, кольчуга лучше выкован и меч лучше рубит.
В случае, если изображается настоящая битва, отряд против отряда (говоря по нашенски стенка на стенку), то всегда речь идёт о театрализованном представлении. Участники заранее договариваются, какая сторона в каком «бою» должна победить, какой воин с каким противником должен сойтись в поединке и каков будет его итог (это не относится к виду состязаний, когда сражаются малочисленные отряды в составе 3-5 бойцов с каждой стороны). И дело здесь не в нечестности. Просто массовые потасовки привлекают больше внимания зрителей, чем одиночные дуэли. А рукопашная сеча это такая вещь, что при реальном ведении схватки, пусть и с соблюдением правил, в толпе народа нанесение по неосторожности травм окружающим не то что вероятно, а просто гарантировано.
Что касается манеры ведения боя в историческом фехтовании, то тут современным Ильям Муромцам ничего нового изобретать не приходилось. Приёмы фехтования либо изыскиваются в исторических источниках, либо восстанавливаются опытным путём, исходя из особенностей опять-таки воссозданных по реальным образцам доспехов и оружия. К любителям фэнтези это относится в меньшей мере, однако и у них базовые приёмы те же самые, только в большей степени рассчитанные на внешнюю эффектность.
Овладение историческим фехтованием можно разделить на три больших этапа. На первом этапе энтузиаст овладевает азами, основными положениями, которые нужно знать, чтобы не покалечиться в первом же пусть не на 100% настоящем, на далеко нешуточном бою. В основные положения входят: держание меча, обеспечивающее управление клинком; строевая стойка с оружием, которую необходимо соблюдать при построениях на занятиях и соревнованиях; исходное положение, принимаемое фехтовальщиком при вызове на поле боя; приветственный салют, боевая стойка.
Второй этап включает в себя обучение ударам. Всего в историческом фехтовании выделяется 4 типа базовых ударов: засечные удары (диагональные удары сверху); подплужный отножной (диагональный удар снизу с правого и с левого бока); горизонтальные удары; вертикальные удары.
И на третьем этапе воин обучается тем умениям, благодаря которым он сможет не просто противостоять противнику, но и постараться его победить. К этим умениям относятся: удары-финты; защита щитом и нападение щитом; техника защиты оружием; игровое владение оружием (декоративная отрасль исторического фехтования - владение оружием в не боевой обстановке: в этом виде на турнирах разыгрываются отдельные призы); искусство передвижения во время боя.
Так что, если вам по душе больше седая старина с героями богатырями, чем нынешняя городская жизнь, или вы видите себя не работником офиса, а непобедимым воинам, или вам просто хочется направить свою энергию в позитивное русло - историческое фехтование один из неплохих вариантов сделать вас немного счастливее.
Александр Бабицкий