Это сейчас охота является лишь активным времяпрепровождением для выработки дополнительного адреналина (для самих охотников), пустой тратой времени (для жён охотников) и варварским обычаем (для самых активных защитников окружающей среды). А когда-то охота была важнейшим условием выживания наших предков. И лишь со временем, когда вступило в свои законные права земледелие, охота постепенно превращалась в аналог современного спорта - ну, не существовало в Средние века ни футбольной Лиги чемпионов, ни Национальной хоккейной лиги, ни даже чемпионата Тамбовской области по лапте и «городкам».
Не будет преувеличением сказать, что в нашей стране охота является ровесницей государства - исторические документальные свидетельства того, что древнерусские князья регулярно выезжали на охоту со своими дружинами и со специально выведенными охотничьими собаками (русскими борзыми), относятся к XI веку. Кроме того, благодаря тесным контактам с кочевниками из южных и восточных степей русские князья переняли соколиную охоту, которая со временем стала, как сказали бы сейчас, очень модным, даже неотъёмлемым атрибутом княжеской жизни. В целом охотничья «специализация» в допетровской России достигла такого уровня, что обогнала даже Европу: в распоряжении князей были ловчие, псари, сокольники, тетеревятники, бобровники, люди, обученные охотиться специально на зайцев и лебедей.
Нужно отметить, что первоначально правом свободно охотиться на любой территории в русских землях принадлежало всем без исключения. Однако постепенно, по мере укрепления власти князей и благодаря социальному расслоению охота стала делом преимущественно знати, лучшие охотничьи угодья были закрыты для простолюдинов. И, нужно сказать, за соблюдением этих запретов власть следила неукоснительно: уже в первом письменном законодательном сборнике, знаменитой «Русской Правде», предусматривались большие штрафы как за охоту «на чужой территории», так и за воровство или порчу чужих охотничьих собак или соколов.
Пётр I, несмотря на то, что его отец, Алексей Михайлович, был самым заядлым из русских царей за всю историю, охотиться не любил. Объяснял он свою холодность к традиционным царским забавам просто и логично - в условиях Северной войны и внутренних реформ на частые охоты у него просто не было времени. Тем не менее, в тех случаях, когда нужно было в честь какого-нибудь иностранного посланника устроить охоту, первый российский император участвовал в этом зрелище вместе со всеми.
А уж преемники Петра на престоле в XVIII веке были как на подбор заядлыми охотниками. Его внук, Пётр II, большую часть своего менее чем трёхлетнего правления провёл не за государственными делами, а именно на охоте в окрестностях Петербурга. В распоряжении юного монарха находились 200 гончих и более 400 борзых собак. Так что охоты были по свои масштабам действительно грандиозными. Что уж говорить, если даже Екатерина II, женщина, урождённая немка, ценительница просвещённой философии, и та любила принимать в охотах непосредственное участие, для чего в молодые годы лично садилась на коня, а в зрелости стала зрительницей настоящих театрализованных охотничьих представлений.
XVIII - первая половина XIX веков в нашей стране являлись настоящим «золотым веком» псовой охоты. Не только императоры (которые, кстати стали более сдержанными в этом отношении - изменились интересы, да и забот прибавилось) и высшая знать, но и простые помещики держали при своих усадьбах множество гончих и борзых. Хорошая гончая, обладающая, с одной стороны, высокой скоростью, с другой, отменной выносливостью, была настоящим кладом - нередки были случаи, когда один помещик отдавал другому целые деревни с десятками «душ крепостных» за борзого или гончего щенка. Псовая охота до такой степени стала частью русского менталитета, что даже после отмены крепостного права, когда охота помещиков почти сошла на «нет», использование охотничьих собак продолжало развиваться. Так, в 1873 году организуется «Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты», которое организует выставки, показы работы собак с вручением призов, а в 1888 году составляется первый стандарт породы русская псовая борзая.
С установлением советской власти и образованием СССР охота, как и все сферы жизни общества, претерпела значительные изменения. Если в дореволюционной России охота была привилегией избранных, высших сословий, то на первых порах в Советском Союзе охотиться разрешили практически всем, несмотря на то, что все угодья были закономерно объявлены собственностью государства. В созданных охотничьих хозяйствах разрешалось охотиться в жителям городов за умеренную плату, а сельские жители получили право пользоваться угодьями бесплатно. Для контроля над охотниками в 1940 году была создана Госохотинспекция. После Великой Отечественной войны охотничья система в нашей стране фактически делилась на два направления - промысловую и спортивную охоту. Что касается промысловой охоты, то здесь основной мишенью был разнообразный пушной зверь (по добыче пушнины мы занимали первое место в мире). В спортивной охоте существовали добровольные охотничьи общества, членство в которых было невозможно без специального охотничьего билета.
В основных своих чертах охотничья система в нашей стране сохранила черты советской предшественницы практически в неизменном виде. При этом в современной русской охоте существует множество ограничений и запретов. Вот некоторые из них: добыча диких копытных животных и бурого медведя в целях любительской охоты при переправе их через водоемы или с применением самоловных орудий; применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, крючьев, а также ловчих ям и настороженных ружей; применение на охоте незарегистрированного в органах внутренних дел охотничьего огнестрельного оружия; использование при любительской охоте сетей, петель, шатров, а также применение на этой охоте любых видов химических препаратов (кроме пахучих приманок), взрывчатых веществ, магнитофонов и других аппаратов, воспроизводящих подманивающие звуки для добычи птиц; применение автомототранспортных устройств для преследования и добычи любых видов животных.
Александр Бабицкий