Коллекционирование доспехов - нетривиальное увлечение, доступное или очень обеспеченным людям, или энтузиастам, посвятившим себя изучению истории вооружения средневековья. Именно словом «вооружение» обозначали в то время наступательное и оборонительное оружие. Конечно, можно еще «собирать» современные новоделы «под старину», но это удел исключительно тех, что желает придать своему жилищу некий интерьерный изыск, выставив в удобном месте декоративные доспехи на подставке.
Разумеется, это придаст особый колорит какому-нибудь особняку в пределах городской черты, однако, будет странно и нелепо смотреться в старинном шотландском или немецком замке, а эта «недвижимость» становится все более востребованной среди российских нуворишей. Впрочем, речь не об этом.
Доспехи нельзя воспринимать отдельно от истории развития человеческого общества. Ведь они являлись вершиной технологического прогресса на определенном этапе развития. Призванные оберегать самое важное - жизнь - доспехи совершенствовались с древнейших времен примерно до XVII века. Их производство всегда было сопряжено с огромными затратами (материала и труда мастеров), а потому латы стоили очень дорого и были доступны весьма ограниченному кругу лиц. Кроме того, доспехи было принято украшать и всячески подчеркивать статус, заслуги, звания их владельца: чеканить гербы, батальные сцены с участием рыцаря или его предков. Поэтому доспехи являются еще и произведениями декоративно-прикладного искусства, чем и объясняется их уникальность для коллекции любого медиевиста. Из-за своей образности они позволяют достаточно точно воспроизводить военно-исторические события, отражают быт и нравы общества той эпохи.
Самыми первыми доспехами были грубо обработанные шкуры животных, которые больше оберегали от холода, чем от примитивного каменного оружия. В дальнейшем, с развитием производства металлов появились и принципиально иные способы защиты человеческого тела. В начале средневековья одними из наиболее распространенных доспехов были пластинчатые; особенностью их конструкции было связывание металлических пластин между собой при помощи ремней. Специалисты полагают, что у древнерусских воинов такой панцирь появился в IХ-X веках. Самым удачным вариантом «тяжелой» защиты принято считать ламмелярный доспех, обеспечивающий неплохую подвижность. Такую броню собирали из нескольких сотен пластинок произвольной формы, которые соединяли друг с другом шнурками, с хитрым нахлестом. Самым распространенным доспехом была бригандина. Ее делали так: на кожаную основу с внутренней стороны крепили металлические пластины, чтобы не стеснять движения, а снаружи обшивали богатой тканью. И только в позднее средневековье появились цельные металлические рыцарские доспехи, так хорошо всем известные и являющиеся наиболее лакомым кусочком для коллекционеров – из-за лучшей сохранности и эстетического совершенства.
Чтобы понять, во сколько оцениваются настоящие доспехи, вспомним 2005 год. Тем летом на аукционе Sotheby’s были выставлены необычные лоты: английский меч XIV века (стартовая цена 3-4 тысячи фунтов стерлингов), ростовой немецкий щит в готическом стиле, датированный концом XV века (20-30 тысяч фунтов стерлингов) и, самое главное, трехчетвертной доспех 1580-го года, принадлежавший рыцарю городской стражи Мюнхена. Сотрудники аукциона оценили латы в 8-10 тысяч фунтов стерлингов.
Не меньше, чем европейские, пользуются спросом у коллекционеров и японские самурайские доспехи. Они отличаются меньшим количеством металла, но более роскошные. Перед островными оружейниками ставилась задача сделать владельца доспехов легко узнаваемым в бою. Поэтому все части защиты: нашейная, нагрудники, нареберники, нарукавники и наплечники делались рельефными, с индивидуальными особенностями, а шлемы украшались оленьими рогами и причудливыми изгибами полей. Получалось внушительно и величественно, а за счет удачно продуманной конструкции латы не сковывали движения ни в пешем бою, ни в конном. В наше время во многих японским замках считается хорошим тоном иметь коллекцию подлинных самурайских доспехов.
Алексей Чернов