Для любого человека мир сверхъестественного и потустороннего, вне зависимости, верит он в существование этого мира или нет, начинается с упоминания призраков или привидений. Такова уж история нашей психологии и мифологии, что из всех таинственных «ненормальных» существ и явлений наибольшее влияние на нашу культуру оказывают именно рассказы о призраках. А за последние сто лет количество этих рассказов благодаря литературе и кинематографу значительно увеличилось, сделав призраков куда более реальными, чем они есть в действительности.
Общераспространённым современным определением понятия «призрак, привидение» является душа умершего человека или животного, возвращающиеся в мир живых. Однако в действительности это не совсем так - души покойников, якобы являющиеся живым людям, есть лишь составная часть общего явления под названием «призраки». В действительности, призраками и привидениями связывается любое ощущение связанное, как предполагается, с присутствием потусторонних духов, и способное выражаться: в наблюдаемом образе человека, животного или неодушевлённого предмета; в специфических звуках, источник которых неясен (странные шаги, постукивания, скрип, шорохи, шёпот, голоса и т.п.); в появляющихся внезапно и неуместных в данной обстановке запахах (например, сильные цветочные ароматы или сильный запах гари и дыма); в необъяснимых осязательных ощущениях (объясняемых прикосновением невидимых обычным зрением существ или субстанций). Конечно, самым знаменитым «подвидом» призраков являются души умерших людей, являющиеся живым - именно они составляют основную часть проникших в искусство историй о привидениях .
Всевозможными исследователями паранормальных явлений разработаны разные классификации подобных привидений. Приведём одну из них, наиболее распространённую. Итак, согласно данной типологии, призраки людей бывают следующие:
так называемые «призраки по незнанию» - это души умерших людей, которые по тем или иным таинственным причинам не осознали факта своей смерти и перехода из состояния земной жизни в жизнь потустороннюю. Такие призраки не осознают себя мёртвыми и стараются придерживаться такого же жизненного распорядка, которым руководствовались и в реальной жизни. Рано или поздно призрак осознаёт своё положение, но для окончательного перехода в мир иной ему нужна различного рода помощь со стороны живых людей. Классический пример «призрака по незнанию» - персонаж Брюса Уиллиса в мистическом триллере «Шестое чувство»;
«призраки-послания» - некоторые параучёные считают, что каждый человек способен в предельно стрессовой ситуации (как, например, угроза жизни) подавать некий телепатический сигнал о помощи, который в виде призрака может наблюдаться другим человеком. Разновидностью этой категории считаются призраки-послания, сообщающие людям о смерти кого-либо из близких;
«призраки с того света» - так называемые классические привидения, то есть души умерших какое-то время назад (иногда этот срок довольно внушителен, иногда исчисляется несколькими неделями), которые возвращаются в мир живых для того, чтобы каким-то образом помочь своим родственникам или близким. Наиболее распространённый мотив в данном случае - предостеречь близкого человека от неприятностей или воззвать к восстановлению справедливости (вспомним Гамлета и призрак его отца). После выполнения своей миссии такие привидения возвращаются в потусторонний мир;
«родовые призраки» - феномен, стоящий на границе человекообразных призраков и призраков как потусторонних явлений вообще: в мифологии некоторых народов считается, что если представители одной и той же семьи на протяжении нескольких лет совершают одни и те же преступления, то, в конце концов, им потомкам будет являться и по возможности вредить некий призрак, олицетворяющий совершённые их предками злодеяния. Этот призрак может принять облик как одного из членов семьи (либо наиболее известного злодея, либо того, кто положил начало череде преступлений), так и некоего собирательного образа греха или греховной страсти (повешенного человека, утопленника, человека без головы и т.п.);
«призраки-демоны» - в соответствии с традициями православных авторов и богословов нередко вид призраков - душ умерших людей могут принимать демоны с целью искушения живых;
«коллективные призраки» - привидения, связанные определённым местом и временем своей смерти, которые в те или иные даты целыми группами являются перед многочисленными очевидцами. Обычно коллективные призраки появляются на местах старинных кровопролитных сражений именно в годовщины этих битв.
Легенды о призраках как о душах умерших имеют столь же древнюю историю, как и существование устной традиции у человечества. Оформившиеся в стройные повествования по всем правилам драматургии рассказы об общении живых людей с призраками мёртвых относятся к самым ранним из ныне доступных письменных произведений различных цивилизаций. В еврейском Ветхом Завете, чтимом христианами, есть сведения о колдунах, которые обладали способностью вызывать призраков с того света и общаться с ними. В древнегреческом эпосе «Одиссея» описано, как главный герой, Одиссей, спускался в Аид (царство мёртвых) и общался с некоторыми призраками, в частности, с духом героя Ахиллеса. Китайские сборники историй о чудесных событиях, датируемые первым тысячелетием до нашей эры, также содержат рассказы о душах умерших, вернувшихся в этот мир. А уж средневековая литература и литература Нового времени в буквальном смысле переполнена различными привидениями, начиная от того же Шекспира и заканчивая Гоголем с его панночкой из знаменитого «Вия». Так что, нет ничего удивительного в том, что занявший в прошлом столетии место литературы как основного искусства кинематограф не мог пройти мимо этой темы. Фильмы о призраках начали сниматься практически сразу после изобретения «синема» - уже в первые два десятилетия XX века активно начали появляться игровые картины о привидениях (особенно в Германии). В кинематографе США и в мультипликационной индустрии Японии (аниме) существуют отдельные направления, специализирующиеся на производстве мистических проектов, неотъемлемой частью которых являются призраки. Правда, в последние годы на первое место в «хит-параде кинонечисти» вышли вампиры, однако не приходится сомневаться, что призраки отвоюют свои позиции в кинорейтингах.
Александр Бабицкий