XX век положил начало удивительной по своим масштабам моде на увлечение всякого рода демонами, монстрами, призраками и прочими персонажами языческой и средневековой демонологии. Однако никто из этих «милых тварей» не в состоянии по степени популярности соперничать с вампирами и всем, что с ними связано. Классическим определением вампира является существо человеческого происхождения, которое обладает сверхъестественными способностями благодаря употреблению человеческой крови. Зачастую под вампиром подразумевается умерший или убитый человек, перенесший подобную трансформацию, однако подобные детали могут отличаться в различных мифах о вампирах.
Происхождение слова «вампир» не менее таинственно и запутанно, чем сами легенды о вампирах.
Большинство учёных сходятся в том, что родственные слова «вампир» и «упырь» имеют общий индоевропейский корень, наиболее сохранившийся в славянских языках и первоначально означавший «мертвец». Демонические существа, питающиеся человеческой кровью, существовали практически во всех древних мифологиях - от Вавилонии до Индии и Рима. Правда, в некоторых культурах вампироподобные существа питались не кровью, а жизненной энергией человека (как, например, в Китае), но это уже допустимые отступления от основной темы.
Что касается истоков современного образа вампиров, то они находятся в средневековой Восточной Европе, причём славянские легенды о «живых мертвецах», пьющих людскую кровь, появились ещё до жизни знаменитого Влада Цепеша, знаменитого румынского государственного деятеля и полководца из Трансильвании, прототипа легендарного графа Дракулы. На протяжении нескольких веков, вплоть до позапрошлого столетия, когда началась активная литературная обработка вампирской темы, сформировались основные фольклорные черты вампиров, выделивших из рядов остальной нечисти. Так, ещё до того, как вампиры попали в цепкие объятия писательской фантазии, о них было известно, что они не выносят солнечного света, боятся чеснока и священных предметов (распятия, креста, символов других религий), сохраняют вечную молодость благодаря регулярному употреблению человеческой крови, не отражаются в зеркалах и не отбрасывают тени. Кроме того, уже тогда сформировался основной арсенал уничтожения вампиров - осиновый или серебряный кол, воткнутый в сердце кровопийцы.
Если говорить о реальных предпосылках для возникновения средневековых легенд о вампирах, то большинство специалистов указывают на возможность истолкования некоторых заболеваний как свидетельств вампиризма. Наибольшие шансы на почётное звание источника легенд о вампирах у бешенства и Порфирии. При бешенстве люди боятся солнечного света и своего отражения в зеркалах, а также в некоторых случаях пускают слюну красного цвета, похожую на кровь. Больные порфирией в ещё большей степени напоминают вампиров. Эта болезнь вызывает серьёзные нарушения состава крови, что ведёт к образованию в организме токсичных веществ. Эти вещества откладываются в коже, которая при попадании на солнечный свет лопается, покрывается язвами и шрамами, зачастую у больных проваливается нос, деформируются хрящи ушей и пальцы. Помимо этого кожа больных порфирией становится неестественно бледной, они наиболее активны в тёмное время суток. Также такие люди не могут есть чеснок из-за непереносимости содержащихся в нём химических элементов. Нередко Порфирия вызывать возникновение психических расстройств и агрессивного поведения. Прибавьте к этому, что в средние века, в XI-XII столетиях, наиболее часто порфирией болели в Трансильвании и получится, что возникновение легенд о вампирах именно в этих краях вполне объяснимо.
В позапрошлом столетии вампиры долгое время были персонажем в первую очередь поэтическим, этаким туманным образом кровожадного чудовища (в частности, в таком виде предстаёт в некоторых стихотворениях Байрона). Однако широкую культурную жизнь вампирам дал, конечно, роман Брэма Стокера «Дракула», опубликованный в 1897 году. Именно благодаря популярности этой книги вампирская тема стала набирать обороты. Решающую роль в распространённости вампирской темы в кинематографе сыграл огромный успех выдающегося фильма ужасов «Носферату: Симфония ужаса» (1922 год), после которого на протяжении нескольких десятилетий вампиры стали главными персонажами «ужастиков». Новый всплеск интереса к вампирам наметился в конце прошлого - начале нынешнего веков, когда романы о вампирах (таких писательниц, как Энн Райс и Стефани Майерс) и многочисленные кинофильмы («Интервью с вампиром», «Другой мир», «Ван Хельсинг», «Сумерки») создали моду на вампиров и всё, что к ним относится.
Самое интересное то, что под влиянием в первую очередь кинематографа в последние годы укрепляется мнение о вампирах как о реальных существах, живущих рядом с нами, а не как о мифологических персонажах. То здесь, то там люди совершают со своими умершими родственниками средневековые обряды, которые должны не позволить покойным превратиться в вампиров. Или в серьёзных периодических изданий проводятся настоящие научные исследования о том, сколько ещё времени осталось существовать человеческой расе, если предположить, что каждый укушенный вампиром сам превращается в ему подобного. Так что можно быть уверенными - у легенд о вампирах есть не только прошлое и настоящее, но и будущее.
Александр Бабицкий