Когда мы слышим «Восток дело тонкое», сразу же вспоминаем товарища Сухова, сказки из цикла «Тысяча и одна ночь» и танец живота. Причём экзотический восточный танец попал в этот список мгновенных ассоциаций последним, позднее даже обаятельного красноармейца из «Белого солнца пустыни». И именно потому, что для нашей страны эта составная часть восточной культуры открылась относительно недавно, она представляет особый интерес.
Танцем живота, или беллидансом (belly dance) особый вид восточной танцевальной техники назвали уже на Западе, обратив внимание на самый заметный атрибут подобных хореографических композиций. Особую прелесть и оригинальность танцу живота, помимо красочных костюмов, придаёт повышенная пластичность, требуемая от исполнителя. Кстати, исполнять танец живота могут не только женщины - например, в Турции и Египте существуют отдельные направления этой танцевальной техники, разработанной исключительно для мужчин. Но такой вид танца рассчитан всё-таки на ценителей национальных традиций, а всемирную известность завоевал беллиданс в классическом, женском исполнении, который мужчин-зрителей привлекает с точки зрения эстетического удовольствия, а женщин-зрительниц как одна из разновидностей фитнеса .
Конечно, сама восточная атмосфера, окутывающая танец живота, достаточно таинственна, но наибольшую загадочность этой танцевальной технике придаёт вопрос о её происхождении. Точнее, не сам вопрос, а отсутствие чётких однозначных ответов, где же всё-таки появился танец живота в том виде, в котором мы его знаем сейчас, или хотя бы в каком-либо похожем виде. Какие только регионы мира и какие исторические эпохи не назывались в качестве места и времени рождения танца живота: в географическом плане фигурировали и Индия, и Междуречье, и Египет, и античные Греция с Римом, а в плане хронологии предполагали такие близкие друг к другу даты, как тысяча лет до нашей эры и средние века. При этом важная роль отводилась цыганам как наиболее крупному кочевому народы последних столетий. По мнению многих, именно цыгане, заимствовав отдельные элементы танцевальных техник различных народов, от Индии до Ближнего Востока, и создали каркас того хореографического направления, который известен как танец живота и который пустил особенно сильные корни в мусульманских странах. Сильны традиции беллиданса в Турции и Египте, где танец живота, помимо большого собственно культурного значения, со второй половины прошлого столетия получил значительный импульс для развития в результате повышения интереса туристов к этой разновидности полуритуальной-полуэротической хореографии. Если у кого-то возникает желание посмотреть на танец живота в наиболее качественном и близком к историческим оригиналам варианте, следует отправляться именно в Египет или Турцию.
Впрочем, называть беллидансом всё, что пытаются выдать за восточный танец живота, не стоит - так, придётся вычеркнуть практически всё, что когда-либо изображалось в голливудских фильмах с восточным колоритом. Хотя специалисты выступаю за разделение традиционного восточного танца (в котором существует около полусотни национальных танцевальных стилей) и сценического танца живота, который начал формироваться с конца XIX-начала XX веков именно под воздействием повышенного спроса в Европе и Америке на экзотику. Кроме того, как уже говорилось, большой интерес танец живота вызывает в качестве разновидности фитнеса, лечебно-оздоровительной гимнастики. Женщины обращают внимание на беллиданс, так как, по некоторым данным, танец живота помогает лучше подготовиться к родам или оптимизировать постродовый восстановительный период.
Что же касается видов традиционного восточного танца живота, то можно назвать несколько наиболее востребованных туристами разновидностей, среди которых: саиди (танец с тростью), танец с платком, танец с саблей, танец с огнём, танец с цимбалами, танец со змеёй, халиджи (танец народов Персидского залива, отличается лиричностью и «целомудренностью», так как исполняется в костюмах, открывающих лишь кисти рук и часть лица).
В заключение стоит отметить, что, в то время как беллиданс завоёвывает всё большую популярность по всему миру, на самом Востоке его позиции отчасти пошатнулись. Например, в мусульманских странах, где сильны позиции исламских фундаменталистов, танец живота фактически находится под запретом, считаясь слишком вольным. Здесь женщины могут танцевать подобные танцы для своих мужей, но ни о каком публичном исполнении не может быть и речи.
Александр Бабицкий