Эксперты в области доменной индустрии все чаще отмечают, что на мировом рынке с каждым годом набирает обороты тенденция к увеличению стоимости услуг. В киберпространстве так же, как и в сфере недвижимости, сложился первичный и вторичный рынок. Зарегистрировать оригинальное доменное имя «с нуля» практически невозможно: в интернете уже давно «все схвачено». Купить на «вторичном рынке» проще. Только нужно быть готовым выложить за товар кругленькую сумму.
Самым дорогим интернет-ресурсом за все время существования всемирной сети считается портал sex.com, оцененный в 12 миллионов долларов. Надо сказать, что покупатель - компания Escom - выложил такие деньги не за содержимое сайта, а собственно за доменное имя. А впервые его зарегистрировал в 1994 году простой инженер из Сан-Франциско Гарри Кремен. Домены в то время раздавались совершенно бесплатно любому желающему, и Гарри не преминул застолбить за собой несколько удачных буквенных комбинаций. Развитие проекта sex.com он отложил в долгий ящик, а сам занялся раскруткой сайта знакомств match.com. Год спустя мошенник по имени Стивен Коэн отправил доменному регистратору Network Solutions фальшивое письмо от лица руководителя компании, где работал Гарри Кремен. Стивен написал, что Гарри уволен и просил передать ему права на домен sex.com. Не ожидая подвоха, регистраторы удовлетворили его просьбу.
Коэн стал неплохо зарабатывать на рекламе секс-товаров и услуг, размещенной на сайте, и в течение пяти лет сколотил состояние в 40 миллионов долларов. Между тем Гарри Кремен, не желая мириться с тем, что у него отобрали такой лакомый кусочек, подал на Коэна в суд. Его иск был удовлетворен. Стивену Коэну было предписано вернуть те самые 40 миллионов долларов и сверху еще наложили на него штраф в 25 миллионов долларов. Преступник сбежал, но в 2005 году был пойман при попытке вернуться в США. Домен ввернули законному владельцу, который и продал его компании Escom. С 2009 года владельцы сайта сотрудничают с основателем империи Playboy Хью Хефнером. Он размещает на sex.com эротическое фото и видео.
Тенденции рынка элитных доменов
В числе других VIP-доменов можно назвать business.com (7,5 миллиона долларов), beer.com (7 миллионов долларов), shop.com (3,5 миллиона долларов), loans.com (3 миллиона долларов), telephone.com (2 миллиона долларов). В 2007 году ТОП-10 дорогих интернет-ресурсов возглавлял домен porn.com, проданный за 9,5 миллионов долларов, а в 2009 году выше всех был оценен домен toys.com - в 5,1 миллиона долларов.
В зоне .ru перспективные домены оцениваются на несколько порядков дешевле: сам рынок элитных доменов еще развит незначительно, а уж со всемирно известных доменных аукционов российские веб-ресурсы и подавно не продаются. В пятерку наиболее дорогих по российским меркам доменных имен вошли такие, как koleso.ru (36 630 долларов), rabotnik.ru (11 200 долларов), nedvigimost.ru (около 8 000 долларов), w1.ru (5 656 долларов) и matematika.ru (столько же).
Интересно, что большинство из дорогих доменов используются не по прямому назначению, а всего лишь перенаправляют пользователей на другие веб-ресурсы. В 2006 году из сотни самых «люксовых» доменов только треть выполняли свои прямые функции, а девять не были делегированы.
Андрей Воробьев, директор департамента по связям с общественностью компании Ru-Center, давно занимается исследованиями тенденций на рынке элитных доменов. Он считает, что большинство инвесторов изначально не собирается использовать их в качестве уникального адреса и приобретает исключительно с целью дальнейшей перепродажи.
Высокие расценки на рекламу
Немало в киберпространстве и проектов с заоблачно высокими расценками на размещение рекламы. Американский журнал AdAge в конце 2009 года попробовал составить рейтинг самых «кусачих» для потенциального рекламодателя порталов. Это у него не очень удачно получилось, поскольку, как выяснилось, у каждой интернет-площадки свой подход к расценкам на размещение рекламы. Даже по такому критерию, как стоимость тысячи показов, провести какую-либо классификацию оказалось совсем непросто.
Тем не менее, по мнению AdAge, самой дорогой рекламной интернет-площадкой в 2009 году стал портал «Yahoo!», где дневное размещение рекламного блока оценивается в 600 тысяч долларов. Второе место в рейтинге занимает Turner Networks, где берут 500 тысяч долларов за дневное размещение рекламы, транслируемой на всех страницах сайта, а третье - проект AOL (от 500 до 700 тысяч долларов за дневное размещение на главной странице).
Интернет-компания Google в рейтинге американского журнала не участвовала, зато по версии Millward Brown Optimor признана самым дорогим брендом в мире, стоимость которого достигает 66,43 миллиарда долларов.
Светлана Усанкова