Святитель Николай

16 Декабря 2010

Святитель НиколайВ христианской традиции есть понятие сонма святых (от древнерусского слова, означающего собрание, множество) как сообщества людей, благодаря добродетельной жизни и подвигу веры снискавших особую благодать Господа и являющихся заступниками за живущих людей перед Ним. Так сложилось исторически, что в различных церквях, в различных странах и даже в различных городах существуют святые, которые пользуются особым почитанием. Живший во второй половине III - первой половине IV веков нашей эры в Малой Азии святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, является, пожалуй, одним из немногих святых, имеющих важное влияние как для православной, так и для католической церквей. Для католиков он - прообраз такого фольклорного персонажа, как Санта-Клаус. Что касается одной из крупнейших православных церквей, Русской Православной церкви, то в ней святитель Николай (также известный как Николай Угодник и Николай Чудотворец) традиционно пользуется наибольшим почитанием среди других святых.

Святитель Николай как исторический персонаж и как Чудотворец

В начале XXI века Русской Православной церковью было проведено исследование, целью которого было отделение проверенных фактов о земной жизни святителя Николая от позднейших наслоений и путаницы. Так, были отделены те истории о жизни и деяниях святителя Николая, которые церковная традиция долгие века ошибочно приписывала ему, спутав с другим христианским святым, Николаем Пинарским, жившим двумя веками позже и тоже, как и Николай Угодник, родом из исторической области Ликия в Малой Азии.

Сугубо светская, историческая составляющая жизни Николая Чудотворца говорит о том, что он родился в интервале от 270 до 280 года нашей эры в греческой колонии Патара в Ликии (до наших дней этот населённый пункт не сохранился) в богатой семье местных христиан. Унаследовав большое состояние, Николай пожертвовал его на благотворительность, а сам посвятил себе служению нуждам христианской общины. Конец III - начало IV веков, время правления в Римской империи императора Диоклетиана, считается в истории христианской церкви временем наиболее жестоких гонений. Святитель Николай провёл в заключении многие годы, а после ухода Диоклетиана на покой стал главой христианской общины в ликийском городе Мира, где и провёл остаток своей жизни, закончившейся примерно в 345 году. Уже при жизни он снискал себе славу чудотворца и целителя и пользовался почитанием. Его житие изобилует многочисленными примерами спасения людей молитвами от стихийных бедствий, исцелениями больных и помощью нуждающимся (причём не только христианам, но и язычникам), особым вниманием к детям (именно отсюда пошло почитание Санта-Клауса). К тому же святитель Николай обладал кротким нравом и вёл скромный образ жизни. Так что причисление его к сонму святых не заставило себя долго ждать.

Почитание Николая Угодника

Поворот в судьбе мощей Николая Угодника, хранившихся по месту его пастырского служения и упокоения, произошёл в конце XI века, когда Малую Азию, бывшую территорию ослабшей Византийской империи, стали контролировать турки-сельджуки. Таким образом, местные христианские святыни, в том числе и расположенная и сохранившаяся до настоящего времени гробница святителя Николая в Мире, оказались под угрозой. В этой ситуации мощи Николая Чудотворца переправили в 1087 году в итальянский город Барию, где они и пребывают до сих пор. Относительно обстоятельств этого путешествия мощей святого из Малой Азии в Италию существуют различные мнения: в частности, сами жители Барии приводят предание, согласно которому один из христианских священников их города во сне увидел Святителя Николая, который повелел перенести свои мощи в Барии во спасение от турков. В свою очередь, турки, которые на протяжении уже более столетия активно выступают за возвращение мощей на историческую родину, полагают, что перенос останков святого был одним из эпизодов обычной для Раннего Средневековья практики захвата мощей святых. И в качестве аргумента в пользу своей версии указывают на данные археологии - на пробитую стену гробницы Николая Угодника, как будто в результате ожесточённой вооруженной схватки, и на то обстоятельство, что часть мощей осталась в Мире, то есть итальянцы забрали лишь то, что успели.

Как бы то ни было, Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых христианских святых, причём к нему с большим уважением относятся и мусульмане (в Турции, мусульманской стране, распространены и охраняются лишь два изображения людей - памятники Кемалю Ататюрку и Николаю Угоднику), и даже буддисты. Его память в Православии совершается дважды в год - 19 декабря в день смерти и 22 мая в день прибытия мощей в Барию, а также каждый четверг за богослужением посредством особых песнопений. Не так давно итальянскими учёными было проведено исследование мощей святителя Николая, в результате которых выяснилось, что традиционная иконография его изображения в общем и целом соответствует антропологическим данным. Святитель был среднего роста (168 сантиметров), принадлежал к европеоидной средиземноморской расе, обладал высоким лбом. Анализ костей показал, что он перенёс многочисленные пытки (во время тюремного заключения), а также не употреблял в пищу мясных продуктов.

Александр Бабицкий