Будущее неведомо, но ужасно соблазнительно. Каждый человек в той или иной мере хочет заглянуть туда, где наверняка всё будет по-другому. Но пока машину времени не изобрели (во всяком случае, в средствах массовой информации о ней ни слова), способов почувствовать себя уже сейчас жителем какого-нибудь 2034 года всего два - либо читать произведения писателей-фантастов, либо любоваться концепт-карами.
Ведь концепт-кар это и есть фантазия наиболее продвинутых в плане автомобильных технологий и дизайна специалистов о том, как должен выглядеть автомобиль будущего. Причём это не просто фантазия, но попытка создать будущее, которое, как известно, имеет свойство создаваться уже сегодня, в настоящем. Так что концепт-кары - это своего рода проба будущего автомобилестроения на вкус, способ узнать, что потенциальному покупателю понравится, а что нет. В этих прототипах автомобилей как раз и воплощаются те новинки, которые возникли в светлых (а иногда не очень) головах инженеров и дизайнеров и которые нуждаются либо в одобрении, либо в порицании потребителя. Своего рода проверка верности выбранного технологического и концептуального направления опытным путём.
Разумеется, концепт-кары выпускаются всего лишь в нескольких экземплярах, ведь автомобилестроительные компании не ставят перед собой задачу немедленной постановки этих плодов конструкторского воображения на конвейер. Здесь цели иные: сформировать у потребителя впечатление о компании как работающей на перспективу и двигающей свой модельный ряд в сторону определённых решений. Поэтому зачастую в концепт-карах сочетаются как революционные новинки в плане дизайна и рационализаторских решений, так и откровенно непрактичные и даже неосуществимые детали, из-за чего часть концепт-каров так и остаётся либо графическими моделями, либо макетами. Но при этом концепт-кары как инструмент развития автомобильной промышленности играют большую роль, что можно наблюдать, например, на примере компании Ford. В конце 1930-х годов Эдзель Форд по возвращении из Европы задумал сделать модель автомобиля специально для европейского потребителя. Появившийся концепт-кар Lincoln Continental стал весьма популярен, как ни парадоксально, в США и даже был выпущен тиражом в 2000 машин. Да и в дальнейшем Ford регулярно выпускал концепт-кары, которые становились серийными моделями: скажем, знаменитая с 1960-х годов модель Ford Mustang первоначально также была концепт-каром.
Разнообразие автомобильной фантазии
Хотя на самом деле компанию Ford в плане создания концепт-каров опередил другой американский автогигант, концерн General Motors: именно под сенью его заводских лабораторий и цехов в 1938 году появился автомобиль, почитаемый специалистами за первый концепт-кар в истории. Это был Buick Y-Job, созданный конструкторами именно в качестве полигона для отработки передовых идей и разработок. Сам автомобиль на конвейер так и не попал, как и полагается «чистокровному» концепт-кару, однако многие использованные для его создания разработки в дальнейшем получили своё продолжение в серийной продукции компании. Другим классическим концепт-каром старой школы считается Ford Nucleon 1958 года разработки, согласно идее которого (мысль так и не была воплощена в работающую модель) двигателем должен был служить ядерный мини-реактор, позволяющий на одной «заряженной капсуле» проехать не менее 8000 километров. Такой класс автомобилей, как минивэны, ныне весьма и весьма популярные, также появился в результате рождения концепт-кара. В 1978 году итальянская конструкторская студия ItalDesign представила на автосалоне в Турине прообраз всех минивэнов, автомобиль Lancia Megagamma, идея которого была в создании компактного автомобиля для использования всей семьёй, обладающего вместительным салоном с большими функциональными возможностями.
Александр Бабицкий