Живопись, скульптура, музыка - все это искусство. Искусство создавать, творить, воплощать в форме и звуке свои переживания и мысли. Судомоделирование - также искусство, но искусство особого рода: если классические виды предполагают создание чего-то нового, что моделирование - это своего рода копирование уже существующего. Что заставляет тысячи людей по всему миру собирать модели кораблей, кропотливо затягивая каждый узелок на мачтовых канатах и раскрашивая каждую дощечку палубы в свой цвет?
Игрушки для взрослых
Точной даты зарождения моделирования не назовет ни один историк. Известны факты, подтверждающие отношение найденных при раскопках моделей кораблей к четвертому тысячелетию до нашей эры. Сохраниться и дойти до нас им помогло лишь то, что сделаны они были из золота, серебра и камня, являя собой образец древнейшего искусства. По предположениям ученых, модели были замурованы в склепе уважаемых людей - и чем знатнее был человек, тем роскошнее кораблик отправлялся с ним в последний путь.
Судомоделирование в современном виде - в таком, каким знаем его мы, зародилось значительно позже, в середине второго тысячелетия. Первоначально модели кораблей несли исключительно практическую нагрузку и ценность - они являлись образцами для создания кораблей больших. Лишь по прошествии некоторого времени были созданы первые декоративные варианты. Интересен тот факт, что этому увлечению были подвержены даже первые лица государств: так, первым российским конструктором моделей кораблей был не кто иной, как Петр I.
Так, наиболее известной моделью корабля в коллекции российского монарха был «Ройал Соверейн» - мини-аналог одноименного стопушечного корабля первого класса английского флота. Интересен тот факт, что долгое время сама модель была известна в России и мире исключительно как абстрактность, художественная работа, не имевшая эталона в реальном мире, подарок английского короля Вильгельма III по случаю посещения Петром Британских островов. Лишь в 1914 году историками было доказано, что модель изображает «Ройал Соверейн» - много раз перестраивавшийся английский флагман. Модель была выполнена в исключительном стиле адмиралити, для которого характерны голый остов корпуса ниже ватерлинии - то есть отметки, по которую настоящий корабль погружен в воду, а также невероятная проработка мельчайших элементов палубы, корпуса и такеллажа.
Качественная модель, созданная настоящим профессионалом, поражает своей детализацией и схожестью с оригиналом, существовавшим, быть может, сотни лет назад. Добиться подобного сходства позволяет скрупулезное изучение специализированной литературы, описаний исторических кораблей, работа в библиотеках. Любой серьезный конструктор моделей является по совместительству и историком, и теоретиком морского дела.
Уникальная особенность судомоделирования как отдельного вида искусства заключается в том, что с течением времени модели кораблей становятся все лучше и лучше - нет привычного уже преимущества классического направления. Зачастую модели кораблей, созданные в наши дни, превосходят свои исторические аналоги - раритеты могут ответить им разве что своей собственной историей, никак к искусству не относящейся.
На любой вкус
Видов судомоделирования существует огромное количество. Естественно, что преимущественным типом является полная историческая реконструкция, то есть создания абсолютно идентичной оригиналу копии какого-либо корабля. Подобные модели привлекают своей красотой и подкупают историчностью и огромным трудом, вложенным в их создание.
Однако, не только лишь копированием живо судомоделирование. Также значительное распространение получили разнообразные фантастичные проекты и модели еще несуществующих кораблей. Особенно этим отличились выставки юных конструкторов, ежегодно проходящие в Москве и Екатеринбурге.
Впрочем, судомоделированием увлекаются не только отдельные фанаты и любители исторической реконструкции - не чужды прекрасному и состоятельные люди. Так, знаменитый ювелир Карл Фаберже в перерывах между работой над бесценными пасхальными яйцами для царской семьи создал несколько моделей кораблей, украшенных драгоценностями. Естественно, исторического соответствия в подобных моделях было не так много, как в обычных, зато выглядели они просто роскошно - равно как и стоили.
Высокая стоимость наиболее известных моделей и еще большая их культурная ценность не раз толкала людей на преступление. Так, одним из самых известных похищений копий кораблей является кража, совершенная бывшим лакеем королевской семьи Англии Полом Барреллом. После смерти принцессы Дианы Пол вынес из Кенсингтонского дворца множество ценных предметов, среди которых оказался и свадебный подарок монархической паре от эмира Бахрейна - небольшой кораблик, инкрустированный бриллиантами и прочими драгоценными камнями . Несмотря на то, что модель являлась «новоделом», стоимость ее, по разным оценкам, достигала 500-750 тысяч фунтов стерлингов.
Самая большая на сегодняшний день коллекция моделей кораблей принадлежит Питеру Тамму - основателю Гамбургского морского музея. В ее активе более 30 тысячи кораблей различной направленности и форм: парусники, пароходы, теплоходы, шлюпки, боты. Присутствует даже огромная модель океанского лайнера, целиком собранная из детского конструктора LEGO.
Высокий интерес к судомоделированию подтверждается прошедшей в середине 2010 года грандиозной выставкой моделей кораблей в израильском городе Хайфа. Хайфский морской музей собрал под своей крышей огромное количество моделей самых разных направлений: парусники, пароходы, теплоходы, атомные ледоколы и тому подобное.
На сегодняшний день судомоделирование - это не только модное увлечение или же возможность создать что-то своими руками. Фанаты моделирования практически живут этим: на правильное завязывание всего одного микроузла на парусе будущей копии знаменитого корабля они могут потратить не одну неделю.
Максим Кузнецов