Долгое время самой дорогой российской монетой считался константиновский рубль - рекорд в пятьсот двадцать пять тысяч долларов, заплаченные за него в 2003 году, побить не удавалось никому. Однако 2008 год подарил нумизматическому миру сразу две сенсации и новые рекорды: называться самыми дорогими и редкими монетами России с того времени могут еще два раритета - рубль Анны Иоанновны и двадцать рублей Елизаветы Петровны.
«Анна с цепью»
При вступлении на престол Анны Иоанновны начинается чеканка монет с изображением новой императрицы. Это были серебряные рубль, полтинник, полу-полтинник и гривенник, а также медные монеты - одна и пять копеек, деньга и полушка. Особое внимание было уделено монетам из серебра: Сенат утвердил их характеристики, введенные Петром II. Для производства пробных экземпляров были использованы кружки, заготовленные еще в период предыдущего царствования. Одна из таких монет - редчайший рубль, который получил название «Анна с цепью». На аверсе был изображен портрет императрицы, на реверсе - двуглавый орел с тремя коронами в окружении цепи ордена Андрея Первозванного.
История появления этой цепи как одной из императорских регалий интересна сама по себе. Анна Иоанновна, племянница Петра I и курляндская герцогиня, была приглашена на российский престол в 1730 году. Когда она въехала в Москву, по поручению Верховного тайного совета будущую императрицу встретил граф Галушкин. Чиновник привез с собой покрытую эмалями золотую цепь от высшего российского ордена Святого апостола Андрея Первозванного, как доказательство серьезности намерений относительно будущего правления Анны. В этой цепи она провела все коронационные торжества, и с тех пор орденская цепь стала атрибутом церемонии коронования и вошла в число регалий российских императоров.
Известно о трех экземплярах серебряного рубля «Анна с цепью». Один находится в Государственном Эрмитаже, второй - в Смитсоновском музее в США. Третий экземпляр в первое десятилетие XXI века выставлялся на торги несколько раз. В 2004 год раритет был продан за двести тысяч долларов (аукцион фирмы «Монеты и медали). В 2008 году монета вновь стала самым дорогим лотом этого аукциона - покупатель приобрел ее за пятнадцать с половиной миллионов рублей. Наконец, и этот рекорд был побит - в 2010 году цена на «Анну с цепью» поднялась до восемнадцати с половиной миллионов рублей.
Двадцать рублей 1755 года
В 1755 году русская монетная система была подвергнута реформе чеканки, цель которой - повышение оборотоспособности и достижение уровня денежных систем Франции, Нидерландов, Англии. Для этого были изготовлены новые монеты достоинством в пять и десять рублей и лишь два двадцатирублевых экземпляра. На аверсе был изображен портрет Елизаветы Петровны, а на реверсе - государственный герб и четыре рамки, обрамляющих гербы Москвы, Казани, Астрахани и Сибири. Кроме того, на монету наносилась надпись - «Елизаветин золотой». Однако двадцатирублевый номинал утвержден не был, и подобное оформление перенесли на монеты в десять рублей, которые начали чеканиться в большом количестве.
С тех пор двадцать рублей 1755 года становятся уникальными. Один экземпляр находится в коллекции Государственного Эрмитажа. Другой долгое время хранился в собрании Георгия Михайловича, Великого князя, двоюродного брата императора Александра III. Часть этой коллекции, в том числе и елизаветинские двадцать рублей, потомки князя планировали продать в 1939 году на аукционе Адольфа Хесса (Германия). Однако в связи с началом Второй мировой войны торги были отменены, и сделка состоялась лишь в 1950 году на аукционе Кристи. Тогда двадцать рублей Елизаветы были проданы за четыреста долларов.
Все последующие годы монета хранилась у одного владельца, который решил продать ее лишь в 2008 году, выставив раритет на лондонский аукцион Святого Джеймса. Изначально оценочная стоимость двадцатирублевика Елизаветы Петровны отсутствовала, чтобы коллекционеры могли сами оценить этот уникальнейший экземпляр. В итоге монета была продана на торгах за один миллион пятьсот пятьдесят тысяч фунтов стерлингов - сумма поистине фантастическая, особенно если учесть, что когда-то раритет достался своему владельцу за четыреста долларов, чтобы через шестьдесят лет сделать его миллионером.
Дарья Цветкова