Гобелены - древнее искусство, дошедшее до наших дней - История

04 Апреля 2014

история гобеленов

История гобеленов

Безворсовые настенные ковры с сюжетными или орнаментальными композициями имеют два названия: более привычное нам «гобелен» и «шпалера» - как называют их сами ткачи. Это декоративно-прикладное искусство, столь распространенное в средневековье, начало исчезать в XIX веке, но в XX опять вернулось. Впрочем, в отличие от старинных сюжетных гобеленов, в современном интерьере большим спросом пользуются орнаментальные композиции, которые могут вписаться практически в любой интерьер. Конечно, современные шпалеры промышленного производства не сравнить со старинной ручной работой, но и сейчас можно найти ткачей, выполняющих как копии старинных гобеленов, так и настоящие современные шедевры вручную на ткацких станках.

alt

Зарождение ремесла

Точной даты возникновения первого гобелена в истории не указано, но по различным рассказам, мифам и описям можно судить, что сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. При этом самыми старинными гобеленами, дошедшими до нас, можно считать коптские ткани из египетских захоронений III-XII веков. Чаще всего это была одежда богатых людей, мебельная обивка или обои. Кстати, именно в то время возникло большинство приемов ткачения шпалер, которые используются и сегодня. Если же говорить о европейских гобеленах, то самыми ранними считаются немецкие ткани, которые ткали в монастырях или небольших мастерских. Такие гобеленовые панно служили не столько для украшения помещений, сколько для сохранения тепла в холодных каменных постройках.

alt

Техника

гобелен историяНесмотря на то, что основные приемы ткачения были изобретены очень давно, на протяжении времени, техника исполнения гобелена все-таки менялась. Например, шпалеры выполнялись на различных станках: с вертикальным или горизонтальным расположением нитей основы. В задачу ткача входило правильное расположение цветных нитей согласно нитей основы так, чтобы с помощью получаемых цветовых пятен добиться нужного эффекта объемного рисунка и полностью скрыть нити основы. Чередуя различные цветные нити, мастера получали одновременно и картинку, и ткань, что позволяло рисунку сохраняться долгие годы.

Однако при таком титаническом труде, гобелен не является уникальным изделием, потому что с одинаковым рисунком можно сделать несколько работ. Рисунок, с которого ткется шпалера, называется «картон». Картон, он же «большой шаблон» - это рисунок гобелена в натуральную величину. Эскизами для картона может служить книжная гравюра, рисунок, картина, произведение монументальной живописи или оригинальная задумка самого ткача.

alt

Искусство

история гобеленовПримерно с XIV по XVIII век основная часть гобеленов - это работы по картонам известных художников своего времени или шпалеры на историческую тематику. К последним можно отнести гобелен «Condottiere» (примерно 1330 год) с изображением капитана Гуидо Ричио де Фоглиано после одержанной победы над замками Монтемаси и Сазафорте, шпалеру «Три коронования» (последняя четверть XV века), которая хранится в соборе Сане или «Историю Константина», заказанную Людовиком XIII в 1622 году Рубенсу. Кстати, первый экземпляр, имевший значительный успех, был подарен им в 1625 году кардиналу Барберини. Который в ответ заказал для своего короля «Историю Сципиона» по эскизу Пьетро да Картоны Пуссена и «Жизнь и смерть Христа» по эскизу Романелли. Над картонами для гобеленов работали такие художники как Гойя (в период с 1774 по 1791 год он написал 45 картин, служивших шаблонами для шпалер, которые предназначались для украшения королевских дворцов), Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Фрида Хансен, Геранд Мунте и многие другие.

Из-за своей красоты и дороговизны, действительно хорошие большие гобелены, выполненными яркими цветными нитями, украшали стены дворцов и дома высшего света. Так, страстным любителем шпалер был Франциск I, открывший собственные мастерские, Генрих II, создавший мастерскую в госпитале Ла Трините на улице Сен-Дени в Париже, в которой были созданы гобелены для замка Ане (некоторые из них сейчас хранятся в музеях Нью-Йорка и Парижа). Людовик XIII ради великолепных гобеленов вернул из Италии мастера Симона Вуэ и даже Петр I пригласил в Россию французских мастеров для основания гобеленовой мастерской. Однако все равно гобелены больше являются показателем европейской роскоши, нежели русской.

Болотова Лёля